Проверяемый текст
Бугель, Николай Васильевич; Организационно-правовой механизм управления органами внутренних дел (Диссертация 2001)
[стр. 21]

отношения, направленные на принятие решения и его реализацию.
Иными словами, в правоприменительных отношениях необходимо различать материальную сторону, то есть поведение, деятельность субъектов, а также юридическую сторону, то есть права и обязанности.
Юридическое содержание включает в себя правомочия и обязанности компетентного органа по разрешению дела, юридические права и обязанности другой стороны.

Говоря об объекте правоотношения необходимо уяснить, об объекте какого именно вида правоотношений (материально-правовых или процедурно-процессуальных, первичных или вторичных) идёт речь.
Следовательно,
говорить о единстве объектов всех правоотношений, на наш взгляд, было бы некоректно.
Правоприменительные отношения складываются ввиду необходимости воздействия на поведение
всех субъектов правореализующих отношений.
В свою очередь, поводом возникновения правореализующих отношений служит в основном необходимость достижения определённых материальных и духовных результатов.
Кроме того, необходимо учитывать, что правоприменительные отношения не способны сами по себе создавать какие-либо материальные и духовные ценности.
Мы исходим из того, что вещи и предметы не могут непосредственно сами по себе испытывать правовое воздействие.
Они создаются, изменяются, используются в результате практических действий человека, где, собственно, проявляется фактическое содержание материально-правовых отношений, разумеется, если
эти действия урегулированы правом.
Отсюда следует, что материальные предметы, результаты человеческой деятельности не могут быть объектами правоприменительных отношений.
Другими словами, непосредственным результатом правоприменительных отношений является не создание материальных и других ценностей, а прежде
[стр. 67]

67 дическое значение, а также поведение и действия другой стороны данного отношения, направленные на принятие решения и его реализацию.
Юридическое содержание включает в себя правомочия и обязанности компетентного органа по разрешению дела, юридические права и обязанности другой стороны.

Известно, что средством формирования материального содержания правоотношения является юридическое содержание, так как субъекты совершают определённые действия в соответствии с правами и обязанностями.
Такая же картина наблюдается и в правоприменительном правоотношении.
Вместе с тем, исходя из властного характера этих правоотношений, необходимо различать виды связей прав и обязанностей между его участниками.
Первая состоит в праве лица обратиться к компетентному органу за разрешением того или иного юридического дела рассмотреть его и принять решение (но это не обязанность удовлетворить притязание обратившегося лица).
Другая в правомочии компетентного органа принять по делу решение, которому соответствует обязанность другой стороны (в её состав могут входить несколько субъектов) выполнить данное решение, подчиниться ему.
Смешение этих линий может привести к искажению управленческого характера отношения1.
Очень важно в правоприменительных отношениях правильно определить объекты данного отношения, так как это позволяет установить направленность действий органов государства, их компетенцию, и в конечном итоге служит улучшению управленческой деятельности, повышению её эффективности.
При решении этой задачи возникают большие трудности, прежде всего связанные с множеством предметов и явлений, способных быть объектами конкретных правоотношений, относительностью самого понятия «объект».
То, что является объектом одного См.: Дюрягин И.Я.
Указ, соч С 104.


[стр.,68]

отношения, может оказаться содержанием другого.
Особенно ясно это видно при сопоставлении правореализующих и правоприменительных отношений, ибо одни и те же юридические права и обязанности субъектов правореализующего правоотношения (содержание данного отношения) становятся объектом внимания при рассмотрении их правильности в процессе применения права, т.
е.
одновременно выступают и в качестве объекта правоприменительного отношения.
В этой связи при решении вопроса об объекте правоотношения необходимо чётко определить исходные позиции, т.
е.
уяснить, об объекте какого вида правоотношений (материально-правовых или процедурно-процессуальных, первичных или вторичных) идёт речь.
Следовательно,
вряд ли правильно говорить о единстве объектов всех правоотношений.
Обычно поводом возникновения правореализующих отношений служит необходимость достижения определённых материальных и духовных результатов В свою очередь, правоприменительные отношения складываются ввиду необходимости воздействия на поведение субъектов правореализующих отношений, ибо только люди, коллективы могут быть субъектами и объектами социального управления.
Карл Маркс по этому поводу писал: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»1.
Одновременно следует учитывать, что правоприменительные отношения, так же как и управленческие, не способны сами по себе создавать какие-либо материальные и духовные ценности.
Вещи и предметы не могут непосредственно сами по себе испытывать правовое воздействие.
Они создаются, изменяются, используются в результате практических действий человека, где собственно проявляется фактическое содержание материально-правовых отношений, разумеется, если
1 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
1.
С.
14.
Об управлении лицами говорил и Ф Энгельс (Там же.
Т.
20.
С.
292).


[стр.,69]

69 эти действия урегулированы правом.
Отсюда следует, что материальные предметы, результаты человеческой деятельности не могут быть объектами правоприменительных отношений.
Другими словами, непосредственным результатом правоприменительных отношений является не создание материальных и других ценностей, а прежде
всего установление (изменение, прекращение) в правовом акте прав и обязанностей конкретных участников материальных правоотношений.
Следовательно, объектами правоприменительных отношений являются юридические явления, а не предметы внешнего мира.
По мнению С.С.
Алексеева, применение права это выражение, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах1 .
При этом акт применения выражает результат решения юридического дела, рассматриваемый в единстве с его внешней, документальной формой, то есть является актом, документом2 Поэтому правовое воздействие, начатое с принятием правовых норм, продолжается.
Таким образом, объект правоотношения, складывающийся в процессе применения права, аналогичен объекту правовых норм, а нормы права и акты применения выражают воздействие государства на общественные отношения.
Из всего изложенного можно полагать, что изначальным объектом правоприменительного отношения являются поведение, действия (права и обязанности) управляемых лиц как субъектов материальноправового отношения, а также материально-правовое отношение в целом.
Известно, что правоприменительные отношения не являются конечной целью, ибо они призваны обслуживать другие отношения, следовательно, объекты последних (материальные и нематериальные бла1См.: Алексеев С О.
Теория права.
М.: БЕК, 1994.
С.
182.
2Там же.
С.
183.

[Back]