Следовательно, деятельность отражает культуру органов, предприятий, учреждений и общественных объединений и самого человека1. Правовая культура любого общества, отражает уровень развития как всей правовой системы, так и отдельных ее элементов, что дает нам полное право говорить о таком культурно-правовом явлении как культура охраны прав человека, которая, в свою очередь, включает в себя культуру охраны прав государством, общественными объединениями и самим человеком. Обычно под культурой охраны прав человека государством и общественными объединениями автор понимает интенсивность и высокий уровень совершенства правотворческой, правоприменительной организационно-правовой деятельности по недопущению нарушений прав человека2. Прежде всего, считаем необходимым отметить, что совершенство правотворческой деятельности предполагает; своевременную подготовку и издание нужного обществу количества нормативных актов (законов, указов, постановлений), регулирующих правовую охрану прав; подлинно научное, отражающее объективные потребности охраны прав содержание нормативных актов; определение в актах наиболее оптимальных методов, способов, типов регулирования данных отношений; строгое соблюдение правотворческой процедуры; максимальное использование передовых средств и приемов юридической техники; всенародное голосование по наиболее важным вопросам охраны прав человека; законность^. Совершенство правоприменения является одним из важных показателей правовой культуры в целом и культуры охраны прав в 1 См.: Сальников В. ПСоциалистическая правовая культура. Методологические проблемы ■ ' Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1989. • С.35. 2 См.: Андреев А .А . Теоретико‘Правовые основания зашиты прав и свобод человека и гражданина в сфере правоприменительной деятельности. Дисд. ... канд. юрид. наук. СПб.: СП б У М В Д РФ, 2004. 3 См.: Алексеев С.С. Обшая теория права. Курс в 2-х т. Т.1. С.215; Бабаев В .К. Правотворчество // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К.Бабасва. С.305-308. 24 # |
правовой охраны наряду с системой контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выступает правовая культура. Правовая культура как юридическое явление и понятие стала изучаться сравнительно недавно83. Этот феномен, как и культура вообще, весьма сложное, полиструктурное явление, которое предпочтительнее рассматривать на уровне общества и личности84. Правовая культура, "по существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики". Правовая культура общества включает в себя: само право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок, правотворчество, правоприменительную, правоисполнительную деятельность и правовую защиту человека. Правовая культура человека охватывает совокупность таких качеств, как: знание права и понимание его сущности и принципов; уважение закона; убежденность в справедливости российского права и гуманности правосудия; привычку соблюдать правовые предписания; способность обеспечить реализацию права в соответствии с его смыслом и целями83. Наиболее важным свойством любой, в том числе и правовой, культуры является то, что она является атрибутом только деятельности. Вне деятельности общества, социальной группы и человека культуры не существует. Следовательно, деятельность отражает культуру органов, предприятий, учреждений и общественных объединений и самого человека. Определяя роль правовой культуры в охране прав, следует исходить из того, что правовая культура один из важнейших и 83 См.: Гревцов Ю .И. Правовые отнош ения и осущ ествление права. JI., 1987. С.47. М арксистско-ленинская общ ая теория государства и нрава. О сновные институты и понятия. М., 1970. С. 105. м См.: Сальников В.II. Социалистическая правовая культура. М етодологические проблемы. Саратов, 1989. эффективных инструментов преобразований в области правовой действительности вообще. Правовая культура общества, не только отражает уровень развития всей правовой системы как нечто целого, но и каждого ее элемента в отдельности. Поэтому можно и нужно говорить о таком культурно-правовом явлении, как культура охраны прав человека, которая, в свою очередь, включает в себя культуру охраны прав государством, общественными объединениями и самим человеком. Под культурой охраны прав человека государством и общественными объединениями автор понимает интенсивность и высокий уровень совершенства правотворческой, правоприменительной организационноправовой деятельности по недопущению нарушений прав человека. Из всего изложенного следует, что правовая культура охраняет права человека не прямо, а опосредованно, через совершенство и интенсивность правовой, организационной и правовоспитательной деятельности. Высокая правовая культура предполагает гарантированность неотчуждаемых прав человека, демократизм правотворчества и процесса реализации прав, цивилизованное законодательство, престижное правосудие и профессионализм работников аппарата государственных органов и учреждений. § 3. Современные представления о структуре и содержании правоотношений в правоохранительной сфере Правоохранительная деятельность как специфический вид социальной жизнедеятельности, неразрывным образом связана с общественными отношениями основной целью возникновения, изменения и прекращения которых является обеспечение фактической, жизненной силы правовых предписаний, защита субъективных прав, 57 85 См.: там же. С. 35. |