и гуманитаризации, проблема в первом приближении выступает как традиционный вопрос о целях и средствах [74]. Ученые подвергли основания системы физического воспитания рефлексивно-критическому анализу на предмет соответствия новым ценностям на примере утверждения такой общечеловеческой ценности, как свобода личности. В связи с тем, что физическое воспитание у нас фактически не мыслится без занятия каким-либо видом спорта и соревновательности, они также проанализировали и спортивную деятельность. Как же понимать свободу в области физической культуры и спорта? Свобода — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование; состоит в возможности человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию — от отрицательной (свобода от) до положительной (свобода для) трактовки. Философия свободы была предметом размышлений И. Канта и Г.-В. Гегеля, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра и К. Ясперса, H.A. Бердяева и B.C. Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью (“познанная необходимость”), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк — от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм) в условиях современного цивилизованного общества. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием воли и вольницы [258]. Свободная деятельность не свободна в абсолютном смысле, она интервальна, имеет границы: биологическую и социальную. Биологическая граница определяется законами природы. Эта граница подвижна, она зависит, в частности, от уровня развития технологий физического воспитания, медицины 23 |
гуманитаризации, проблема в первом приближении выступает как традиционный вопрос о целях и средствах [73]. Ученые подвергли основания системы физического воспитания рефлексивно-критическому анализу на предмет соответствия новым ценностям на примере утверждения такой общечеловеческой ценности, как свобода личности. В связи с тем, что физическое воспитание у нас фактически не мыслится без занятия каким-либо видом спорта и соревновательности, они также проанализировали и спортивную деятельность. Как же понимать свободу в области физической культуры и спорта? Свобода одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Состоит в возможности человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию —от отрицательной (свобода от) до положительной (свобода для) трактовки. Философия свободы была предметом разхмышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Н.А.Бердяева и В.С.Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью (“познанная необходимость”), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования “бегства от свободы” (Э.Фромм) в условиях современного цивилизованного общества. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием воли и вольницы [253]. Свободная деятельность не свободна в абсолютном смысле, она интервальна, имеет границы: биологическую и социальную. Биологическая граница определяется законами природы. Эта граница подвижна, она зависит от уровня развития технологии спортивной тренировки, спортивного инвентаря и соответствующей отрасли медицины. Поскольку биологическая граница фиксирует возможные социальные действия, то сама она является 19 |