и др. Поскольку биологическая граница фиксирует возможные социальные действия, то сама она является биосоциальным феноменом и проблемой. Ни для кого не секрет, что на определенные удары в боксе наложен запрет, вызванный отнюдь не этическими соображениями, а анатомофизиологическими особенностями человеческого тела. Социальная граница индивидуальной свободы определяется свободой и суверенностью индивидуума и фиксируется в целой системе норм общения и поведения. Поэтому нормативность деятельности, разворачиваемой в сфере физического воспитания, должна быть специально исследована на предмет соответствия ее существующим в культуре нормам, обеспечивающим права и свободу личности. Ситуация в стране в этом отношении очень далека от идеала. Сорок пунктов Декларации прав человека ООН выполняются у нас только на 1—4 %, тогда как в странах Скандинавии почти на 100 % [90]. Воспользуемся для этого следующим примером: будем рассматривать общекультурные нормы свободы личности и адекватные им установки из области теории и методики физического воспитания. Рассмотрим свободу выбора. Ситуация, существовавшая в современном отечественном физкультурном образовании в последнее десятилетие, свидетельствует, на первый взгляд, об утверждении этой нормы. Это выглядит примерно так: «Прежде всего, мы пришли к выводу, что освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого школьника вне зависимости от того, чем бы он хотел заниматься в будущем. Базовая физическая культура — это основа общегосударственного стандарта общеобразовательной лодготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладеть все школьники...» [150]. Или вместо одной государственной программы преподавателю будет предложено пять на выбор. Все программы создавали и создают вполне конкретные люди, со своими собственными представлениями, заблуждениями и т.п. Ничем иным, как нарушением свободы 24 |
биосоциальным феноменом и проблемой. Ни для кого не секрет, что на определенные удары в боксе наложен запрет, вызванный отнюдь не этическими соображениями, а анатомо-физиологическими особенностями человеческого тела. Социальная граница индивидуальной свободы определяется свободой и суверенностью индивидуума и фиксируется в целой системе норм общения и поведения. Поэтому нормативность деятельности, разворачиваемой в сфере физического воспитания, должна быть специально исследована на предмет соответствия ее существующим в культуре нормам, обеспечивающим права и свободу личности. Ситуация в стране в этом отношении очень далека от идеала. Сорок пунктов Декларации прав человека ООН выполняются у нас только на 1-4 %, тогда как в странах Скандинавии почти на 100 % [90]. Воспользуемся для этого следующим примером: будем рассматривать общекультурные нормы свободы личности и адекватные им установки из области теории и методики физического воспитания. Рассмотрим свободу выбора. Ситуация в современном отечественном физкультурном образовании свидетельствует, на первый взгляд, об утверждении этой нормы. Это выглядит примерно так: “Прежде всего, мы пришли к выводу, что освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого школьника вне зависимости от того, чем бы он хотел заниматься в будущем. Базовая физическая культура — это основа общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладеть все школьники...” [146]. Или вместо одной государственной программы учителю на “выбор” будет предложено пять. Все программы создавали и создают вполне конкретные люди, со своими собственными представлениями, заблуждениями и т.п. Ничем иным, как нарушением свободы человека, является предлагаемая очередная “паспортизация”. Кто-то будет составлять так называемый паспорт здоровья, опять-таки единый для всех, будет проверять и контролировать, делая соответствующие оргвыводы. 20 |