человека, являлась попытка «паспортизации»: кто-то составил так называемый паспорт здоровья, опять-таки единый для всех, будет проверять и контролировать, делая соответствующие оргвыводы. Следующая общекультурная норма — диалог. «Жить — значит участвовать в диалоге», — отмечал в своих исследованиях М.М. Бахтин [27]. Переживаемый нашей страной момент характеризуется переходом от преимущественно монологичных форм организации бытия и мышления к их диалогической организации. Спорт — особый тип агностических диалогических отношений. Спортсмен, приняв в спортивном состязании надличностный статус (политический, идеологический, национальный), деперсонифицируется, обезличивается изначально. Вот здесь и скрывается одна из основных проблем гуманизации спорта, спортивного диалога. Диалог — это коммуникация равных, но по существу, ситуация в современном спорте такова, что ему свойственна тенденция к непременному разрушению равенства (например, применение допинга); тем самым компенсируется неравенство в других сферах общественной жизни. Становление диалога как нормы бытия и сознания невозможно без непрерывного производства образцов диалогического подхода к анализу и решению конкретных проблем. Следующая общекультурная норма — презумпция естественного и связанных с ней гармонии и целостности. Технократизация образования, приоритет биологических стандартных норм (типа ГТО) неестественны для человека, как неестественны многие упражнения или виды спорта (женская тяжелая атлетика и т.п.). Значение естественности до конца еще не осознано. Презумпция естественного может вступить в серьезные противоречия с общепринятой и широко сейчас пропагандируемой нормой “здорового образа жизни” в сфере воспитания. Для человека естественно быть не только здоровым, но и больным. Общекультурной нормой является и приоритет духовного над физическим. 25 |
биосоциальным феноменом и проблемой. Ни для кого не секрет, что на определенные удары в боксе наложен запрет, вызванный отнюдь не этическими соображениями, а анатомо-физиологическими особенностями человеческого тела. Социальная граница индивидуальной свободы определяется свободой и суверенностью индивидуума и фиксируется в целой системе норм общения и поведения. Поэтому нормативность деятельности, разворачиваемой в сфере физического воспитания, должна быть специально исследована на предмет соответствия ее существующим в культуре нормам, обеспечивающим права и свободу личности. Ситуация в стране в этом отношении очень далека от идеала. Сорок пунктов Декларации прав человека ООН выполняются у нас только на 1-4 %, тогда как в странах Скандинавии почти на 100 % [90]. Воспользуемся для этого следующим примером: будем рассматривать общекультурные нормы свободы личности и адекватные им установки из области теории и методики физического воспитания. Рассмотрим свободу выбора. Ситуация в современном отечественном физкультурном образовании свидетельствует, на первый взгляд, об утверждении этой нормы. Это выглядит примерно так: “Прежде всего, мы пришли к выводу, что освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого школьника вне зависимости от того, чем бы он хотел заниматься в будущем. Базовая физическая культура — это основа общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладеть все школьники...” [146]. Или вместо одной государственной программы учителю на “выбор” будет предложено пять. Все программы создавали и создают вполне конкретные люди, со своими собственными представлениями, заблуждениями и т.п. Ничем иным, как нарушением свободы человека, является предлагаемая очередная “паспортизация”. Кто-то будет составлять так называемый паспорт здоровья, опять-таки единый для всех, будет проверять и контролировать, делая соответствующие оргвыводы. 20 Следующая общекультурная норма “диалог”. “Жить значит участвовать в диалоге”, отмечал в своих исследованиях М.М. Бахтин. Переживаемый нашей страной момент характеризуется переходом от преимущественно монологичных форм организации бытия и мышления к их диалогической организации. Спорт — особый тип агностических диалогических отношений.. Спортсмен, приняв в спортивном состязании надличностный статус (политический, идеологический, национальный), деперсонифицируется, обезличивается изначально. Вот здесь и скрывается одна из основных проблем гуманизации спорта, спортивного диалога. Диалог это коммуникация равных, но по существу, ситуация в современном спорте такова, что ему свойственна тенденция к непременному разрушению равенства (например, применение допинга); тем самым компенсируется неравенство в других сферах общественной жизни. Становление диалога как нормы бытия и сознания невозможно без непрерывного производства образцов диалогического подхода к анализу и решению конкретных проблем. Следующая общекультурная норма презумпция естественного и связанных с ней гармонии и целостности. Технократизация образования, приоритет биологических стандартных норм (типа ГТО) неестественны для человека, как неестественны многие упражнения или виды спорта (женская тяжелая атлетика и т.п.). Значение естественности до конца еще не осознано. Презумпция естественного может вступить в серьезные противоречия с общепринятой и широко сейчас пропагандируемой нормой “здорового образа жизни” в сфере воспитания. Для человека естественно быть не только здоровым, но и больным. Общекультурной нормой является и приоритет духовного над физическим. Как уже отмечалось, в теории и практике физического воспитания возобладал вульгарно-материалистический принцип, отраженный в знаменитом тезисе: “В здоровом теле здоровый дух”. История, опыт развития человеческого духа нередко свидетельствуют об обратном. Именно дух человека определяет возможности и границы собственного тела как 21 |