Проверяемый текст
Халилов, Абутдин Магомедович; Педагогические условия формирования здоровьесберегающих технологий образования в образовательном учреждении (Диссертация 2004)
[стр. 27]

Как уже отмечалось, в теории и практике физического воспитания возобладал вульгарно-материалистический принцип, отраженный в знаменитом тезисе: “В здоровом теле — здоровый дух”.
История, опыт развития человеческого духа нередко свидетельствуют об обратном.
Именно дух человека определяет возможности и границы собственного тела как
инструмента для реализации поставленных целей.
Бесспорно, у занимающихся спортом развиваются какието положительные качества личности, представления об этических нормах.
Но несомненно также и то, что для сферы физической культуры и спорта, особенно для той ее части, где господствует “дух соревнования и соперничества”, характерно значительное расхождение существующих этических норм с общекультурными.
В то же время они вступают в явное противоречие с общечеловеческой нравственностью.

Современные тенденции в модельном и шоу-мире диктуют моду на фигуру человека астенического типа.
Стремление соответствовать «эталону» влияет на психическое (стрессы, неврозы) и физиологическое состояние организма студентов, предрасполагает к болезням, изменяет репродуктивную функцию девушек Уровень состоя¡гая здоровья студентов отражается на их успеваемости.
Поэтому необходимо формировать у молодежи и в обществе в целом осознанное отношение к занятиям спортом, к физической культуре как к элементу общечеловеческой культуры.
Труд студентов отличается своей спецификой и особенно в сложном положении оказываются студенты начальных курсов.
Опрос студентов показал, что рабочая нагрузка в обычные дни у них составляет 12-14 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии достигает до 16-18 часов.
Такая высокая напряженность труда сопровождается стрессовыми ситуациями.
Анализ медицинских карт студентов позволил выявить спектр различных отклонений (в среднем у каждого студента имеется от 1,2 до 1,9 заболеваний); в состоянии их здоровья отмечается рост заболеваний внутренних органов (42% студентов 26
[стр. 21]

Следующая общекультурная норма “диалог”.
“Жить значит участвовать в диалоге”, отмечал в своих исследованиях М.М.
Бахтин.
Переживаемый нашей страной момент характеризуется переходом от преимущественно монологичных форм организации бытия и мышления к их диалогической организации.
Спорт — особый тип агностических диалогических отношений..
Спортсмен, приняв в спортивном состязании надличностный статус (политический, идеологический, национальный), деперсонифицируется, обезличивается изначально.
Вот здесь и скрывается одна из основных проблем гуманизации спорта, спортивного диалога.
Диалог это коммуникация равных, но по существу, ситуация в современном спорте такова, что ему свойственна тенденция к непременному разрушению равенства (например, применение допинга); тем самым компенсируется неравенство в других сферах общественной жизни.
Становление диалога как нормы бытия и сознания невозможно без непрерывного производства образцов диалогического подхода к анализу и решению конкретных проблем.
Следующая общекультурная норма презумпция естественного и связанных с ней гармонии и целостности.
Технократизация образования, приоритет биологических стандартных норм (типа ГТО) неестественны для человека, как неестественны многие упражнения или виды спорта (женская тяжелая атлетика и т.п.).
Значение естественности до конца еще не осознано.
Презумпция естественного может вступить в серьезные противоречия с общепринятой и широко сейчас пропагандируемой нормой “здорового образа жизни” в сфере воспитания.
Для человека естественно быть не только здоровым, но и больным.
Общекультурной нормой является и приоритет духовного над физическим.
Как уже отмечалось, в теории и практике физического воспитания возобладал вульгарно-материалистический принцип, отраженный в знаменитом тезисе: “В здоровом теле здоровый дух”.
История, опыт развития человеческого духа нередко свидетельствуют об обратном.
Именно дух человека определяет возможности и границы собственного тела как
21

[стр.,22]

инструмента для реализации поставленных целей.
Бесспорно, у занимающихся спортом развиваются какие-то положительные качества личности, представления об этических нормах.
Но несомненно также и то, что для сферы физической культуры и спорта, особенно для той ее части, где господствует “дух соревнования и соперничества”, характерно значительное расхождение существующих этических норм с общекультурными.
В то же время они вступают в явное противоречие с общечеловеческой нравственностью.

Ранняя специализация причина того, что дети, усвоив некритически через механизмы подражания узкопрофессиональные нормы спорта, начинают затем переносить их на всю сферу человеческой жизнедеятельности.
Таким образом, усвоение детьми исключительно норм и образцов профессиональной этики, во-первых, антигуманно.
Когда наступит момент осознания и осмысления разрыва ряда этих норм с общечеловеческими, ребенок, став уже взрослым, будет вынужден долго и упорно от них освобождаться.
Будет происходить то, что в обыденной практике привыкли называть перевоспитанием.
Во-вторых, это нерационально для того же государства с нравственно-практической точки зрения.
Выйдя из профессиональной среды в общественную, человек столкнется с множеством проблем.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что студенты педагогических колледжей отметили сходство или совпадение спортивных норм с общекультурными только в плане эстетизации различных ритуалов (церемонии открытия и закрытия соревнований, награждения победителей, встреча “гостей” в игровых видах спорта и т.п.) [90].
Это объясняется тем, что в рамках обязательных занятий по физическому воспитанию в школе и в колледжах основное внимание обычно обращается лишь на формирование у учащихся и студентов определенных двигательных умений и навыков, позволяющих им участвовать в физкультурно-спортивной деятельности и показывать высокие результаты.
Что касается других аспектов спортивно22

[Back]