Проверяемый текст
Халилов, Абутдин Магомедович; Педагогические условия формирования здоровьесберегающих технологий образования в образовательном учреждении (Диссертация 2004)
[стр. 32]

распространенной формой современной культуры и способствует обогащению личности в той же мере, как искусство и поэзия.
Вместе с тем широкое распространение получил и скептический взгляд на спорт и физическую культуру.
Нередко дастся и прямо негативная оценка спорта с позиций гуманизма: он рассматривается как проявление упадка в культуре.
При этом ссылаются на присущую ему, как и обществу в целом, технократическую тенденцию, для которой характерен перенос цели деятельности с человека, его собственного развития на результат.
Подчеркивают такие антигуманные проявления технократизма в спорте, как специализация, гипертрофированное физическое развитие за счет интеллектуального, духовного, готовность прибегнуть к любым средствам (допинг, жестокость и т.п.) ради победы, интенсивное, нередко вредное для здоровья использование потенциала юного спортсмена и др.

С позиций психологии межличностного общения, указывают и на то, что современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, приводит к развитию многих негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть, порождает стремление победить любой ценой — даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д.
(Adorno, 1989; Fielding, 1976; Heinila, 1974; Lenk, 1972; Mcintosh, 1979; Pilz и Wewer, 1987; Rosch, 1972 и др.).
Резкой критике подвергаются и Олимпийские игры как высшая форма современных спортивных соревнований.
Известный американский философ и психолог Э.Фромм писал по этому поводу: «...

посмотрите, какой безумный национализм объединяет людей, следящих за ходом современных Олимпийских игр, которые якобы служат делу мира.
На самом же деле популярность Олимпийских игр — это символическое выражение западного язычества.
Они прославляют языческого героя: победителя, самого сильного, самого упорного, и при этом не замечают грозной смеси бизнеса и рекламы,
31
[стр. 25]

отображение в искусстве (прежде всего в литературе и живописи), а также его роль как источника вдохновения для искусства, эстетические ценности спорта и относительная автономия спорта как социального института (Seu, 1984).
Генеральный директор ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ф.Майор отметил в своем выступлении на открытии Второй международной конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Москва, 21 ноября 1988 г.), что спорт является полноправным элементом современной культуры, равноценным эстетике, истории, стал самой распространенной формой современной культуры и способствует обогащению личности в той же мере, как искусство и поэзия.
Однако широкое распространение, особенно среди интеллигенции, получил и “скептический взгляд на спорт”.
Нередко дается и прямо негативная оценка спорта с позиций гуманизма.
Он рассматривается как проявление
“упадка в культуре”.
При этом ссылаются на присущую ему, как и обществу в целом, технократическую тенденцию, для которой характерен перенос цели деятельности с человека, его собственного развития на результат.
Подчеркивают такие антигуманные проявления технократизма в спорте, как специализация, гипертрофированное физическое развитие за счет интеллектуального, духовного, готовность прибегнуть к любым средствам (допинг, жестокость и т.п.) ради победы, интенсивное, нередко вредное для здоровья использование потенциала юного спортсмена и др.

Аналогичную оценку спорту давал и социальный философ из Франкфурта Adorno, подчеркивая наличие “мазохистского момента в спорте”, подчинение человека машине в спорте.
На этом основании он считал, что спорт относится “к сфере несвободы”, машинерии и безличностной чувственности (Adorno, 1963).
Указывают и на то, что современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей и
25

[стр.,26]

проигравших, приводит к развитию многих негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть, порождает стремление победить любой ценой —даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д.
(Adorno, 1989; Fielding, 1976; Heinila, 1974; Lenk, 1972; Mcintosh, 1979; Pilz и Wewer, 1987; Rosch, 1972 и др.).
Резкой критике подвергаются и Олимпийские игры как высшая форма современных спортивных соревнований.
Известный американский философ и психолог Э.Фромм писал по этому поводу:
“...
посмотрите, какой безумный национализм объединяет людей, следящих за ходом современных Олимпийских игр, которые якобы служат делу мира.
На самом; же деле популярность Олимпийских игр это символическое выражение западного язычества.
Они прославляют языческого героя: победителя, самого сильного, самого упорного, и при этом не замечают грозной смеси бизнеса и рекламы,
столь характерных для современной имитации тех Олимпийских игр, которые проводились в Древней Греции” [253].
Некоторые ученые и педагоги категорически настроены не вообще против спорта, а лишь против детского спорта.
В связи с этим можно напомнить позицию П.Ф.
Лесгафта в этом вопросе, которая в суммарном виде сводится к следующим основным положениям: 1) спорт, как состязание двух сторон, всегда содействует развитию чувства первенства; 2) детям школьного и семейного возраста не следует предлагать чувственных развлечений, , а, следовательно, и таких, которые связаны с развитием стремления к первенству; 3) спорт с соревнованиями не должен быть допущен ни в школьном, ни в семейном возрасте ребенка.
[135].
“Спорт многовековая традиция человеческой культуры.
И уже это обстоятельство само по себе говорит в пользу мнения о том, что его гуманистический потенциал достаточно велик, подчеркивает доктор философских наук H.H.
Визитей.
Однако в целом вопрос о 26

[Back]