Проверяемый текст
Халилов, Абутдин Магомедович; Педагогические условия формирования здоровьесберегающих технологий образования в образовательном учреждении (Диссертация 2004)
[стр. 34]

Особенно высок гуманистический потенциал так называемого массового спорта, спорта для всех, т.е.
разнообразных форм спортивных соревнований и двигательной активности человека, имеющих целью укрепление его здоровья, отдых, развлечение, общение с другими людьми и т.п.
Ведь гуманизм — это то, что работает на развитие личности.
И спорт отвечает этому основному требованию, помогает раскрывать потенциальные возможности человеческого организма, облагораживает личность.

Профессиональный спорт также имеет определенную гуманистическую ценность, поскольку' ставит человека в экстремальные ситуации, требующие максимального проявления как физических, так и духовных сил, проверяет его силу, волю, интеллект, творческие способности, нравственность, культуру.
Спорт высших достижений выступает как одна из важных специфических сфер
самореашзации и самоутверждения личности.
Соревнования (особенно в рамках профессионального спорта) могут отрицательно, притом весьма существенно, влиять на здоровье человека, его культуру, нравственность и другие личностные качества.
Погоня за высокими результатами, рекордами, победами в спортивных поединках стимулируется здесь не только морально, но и материально.
Усиленная коммерциализация деятельности как атрибутивное свойство профессионального спорта приводит к нагрузкам, иногда превышающим реальные биологические возможности человека, нездоровому азарту болельщиков, перерастающему в
вандатизм и национатистический экстремизм.
В этих условиях оздоровительная, воспитательная и собственно культурная функции спорта снижаются.

Реатизация гуманистического потенциала не происходит сама по себе, а во многом зависит от того, в каких целях общество использует большой спорт.
Его проявление зависит от уровня нравственного сознания спортсмена, мотивов его деятельности, окружающей его культурной среды.
Поэтому для правильной оценки современного спорта нужно четко различать его гуманистический
33
[стр. 27]

гуманистическом потенциале спорта исследован недостаточно, что является одной из причин широко распространенных в наши дни диаметрально противоположных оценок возможностей спорта выступать в качестве средства целенаправленного развития духовных качеств личности”.
В нем заключены огромные возможности для гуманистического воздействия на физические и духовные способности людей, на их взаимоотношения [50].
Прежде всего, в современном спорте необходимо различать две его разновидности, которые обычно называют “массовым спортом” (“спортом для всех”) и “спортом высших достижений” (или “большим”, “рекордным” спортом).
Если в спорте высших достижений на первом плане стоит победа, то в массовом спорте —участие в нем с целью укрепления здоровья, отдыха, развлечения, общения с другими людьми и т.д.
Особенно высок гуманистический потенциал так называемого
“массового спорта”, “спорта для всех”, т.е.
разнообразных форм спортивных соревнований и двигательной активности человека, имеющих целью укрепление его здоровья, отдых, развлечение, общение с другими людьми и т.п.
Ведь гуманизм это то, что работает на развитие личности.
И спорт отвечает этому основному требованию, помогает раскрывать потенциальные возможности человеческого организма, облагораживает личность.

Определенную гуманистическую ценность имеет и другая разновидность современного спорта, которую чаще всего называют “спортом высших достижений”, “профессиональным спортом”.
В отличие от массового, в этой разновидности спорта на первом плане стоят высокие достижения, рекорды, победы в соревнованиях.
Профессиональный спорт ставит человека в экстремальные ситуации, требующие максимального проявления как физических, так и духовных сил, проверяет его силу, волю, интеллект, творческие способности, нравственность, культуру.
Спорт высших достижений выступает как одна из важных специфических сфер
самореализации и самоутверждения личности.
27

[стр.,28]

Соревнования (особенно в рамках профессионального спорта) могут отрицательно, притом весьма существенно, влиять на здоровье человека, его культуру, нравственность и другие личностные качества.
Погоня за высокими результатами, рекордами, победами в спортивных поединках стимулируется здесь не только морально, но и материально.
Усиленная коммерциализация деятельности как атрибутивное свойство профессионального спорта приводит к нагрузкам, иногда превышающим реальные биологические возможности человека, нездоровому азарту болельщиков, перерастающему в
вандализм и националистический экстремизм.
В этих условиях оздоровительная, воспитательная и собственно культурная функции спорта снижаются.

Однако дело не только в этом, а в том, какими средствами достигаются победы и высокие результаты в спорте.
Крайне негативным моментом в деятельности спортсменов-профессионалов является применение стимулирующих средств, к числу которых относят анаболики, кортикостероиды, аутогемотрансфузию, бетаблокаторы, внутренние инъекции витаминов и др.
Допинг не только разрушает здоровье спортсменов, но и создает явное неравенство соревнующихся, нарушая основу конкурентных отношений между спортсменами, искажают картину реальных возможностей человеческого организма.
Антидопинговый контроль не является эффективным.
Погоня за победами приводит к тому, что спортсмены стремятся к победе любой ценой: Нередко они получают тяжелые травмы, становятся инвалидами, все чаще допускают нарушения нравственных норм и принципов.
Серьезную тревогу вызывает тот факт, что в профессиональный спорт вовлекаются юные атлеты и дети, тренировки которых могут наносить ущерб их физическому и духовному развитию.
В профессиональном спорте социальные и биологические необходимые уровни двигательной активности иногда не совпадают, что проявляется в виде гипердинамики.
28

[стр.,29]

Реализация гуманистического потенциала не происходит сама по себе, а во многом зависит от того, в каких целях общество использует большой спорт.
Его проявление зависит от уровня нравственного сознания спортсмена, мотивов его деятельности, окружающей его культурной среды.
Поэтому для правильной оценки современного спорта нужно четко различать его гуманистический
потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те, связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются (декларируются), и те, на которые люди действительно ориентируются в своем реальном поведении.
Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, а все их многообразие.
Как показывает анализ, спорт испытывает на себе значительное влияние той социальнокультурной системы, в условиях которой происходит его развитие (Люшен, 1979; Томпсон, 1979; Loy, McPherson, Kenyoon, 1978 и др.).
Однако современный профессиональный спорт имеет возможность развивать гуманистические аспекты, связанные с олимпийским движением.
Это может иметь вид целенаправленной деятельности: по отношению к самому профессиональному спорту — в оптимальной разработке мер социальной защищенности спортсменов (пенсии, социальное страхование и др.); в действиях данной разновидности спорта гуманизация отношений в плане гармонического развития личности спортсмеиов-профессионалов; в усилении помощи профессионального спорта “спорту для всех”, рекреационному и любительскому спорту (благотворительная и попечительская деятельность).
Профессиональный спорт не должен нарушать морально-этические нормы и законы.
Необходимо принимать меры нейтрализации негативных последствий профессионализации спорта, в особенности применения допинга.
Непрерывное внимание необходимо уделять здоровью спортсмеиов-профессионалов [62].
Нравственный потенциал спорта определяют те ценности и идеалы, которые в нем заложены.
Эталоном, ставшим общей ценностью для 29

[Back]