Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях (диспозициях), без которых немыслимо существование живого существа. Из инстинкта размножения (продолжения вида) и инстинкта питания (сохранения вида) вырастают инстинкты охраны и защиты территории обитания. Патриотизм добавочное свойство, которое проявляется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей человека в изменяющейся обстановке. Родоплеменная организация общества, основывавшаяся на чувстве коллективного своего, настоятельно требовала защиты, прежде всего, своих сородичей. По мере перехода к оседлому образу жизни возникла потребность и в охране своей территории (земли, воды, недр). Именно в родовом обществе возникают зачатки государственности, а с ними и героизм, и патриотизм как идеология выживания людей, вооруженная охрана как необходимая форма жизнеспособности и защищенности территориальной целостности племени. Появление частной собственности, классовая дифференциация привели к возникновению государственности. Закрепление территорий в рамках отдельных государств, многочисленные войны за передел территорий настоятельно диктовали необходимость развития у населения патриотизма. Историко-философский анализ понятия патриотизм показывает, что частота обращения государства и общества к нему в разные исторические периоды, начиная с периода новой истории, была прямо пропорционально величине внешней угрозы, а содержание определения напрямую зависело от господствующей идеологии. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями 119 |
тивных, биологически необходимых предрасположений (диспозиций), без которых немыслимо существование живого существа... Из инстинкта питания вырастают инстинкты охотничий, хозяйственный, бережливости и др.... К хватательному движению присоединяются поиски пищи, потом заготовка пищи, хранение ее. Инстинкт питания порождает хозяйственность в виде склонности к организованной деятельности, направленной на поддержание жизни» [101, с.30]. «Предприимчивость, в трактовке Г.К. Гинса, добавочное свойство, которое проявляется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей живого организма, приспособляясь к новой обстановке. .. Предприимчивость всегда была источником накопления новых полезных навыков и способам приспособления к новым условиям существования» [101, с.31]. Здесь Г.К. Гинс вплотную подошел к выводу, сделать который осталось нам: предприимчивость это фактор социальной адаптации. Под социальной адаптацией личности понимается взаимодействие личности и социальной среды, в результате которого достигается соответствие между требованиями общества и потребностями, интересами, возможностями и склонностями личности. Т.Г. Дичев, чьим определением мы пользуемся, подчеркнул: «В результате взаимодействия, взаимовлияния обеих систем личности и социальной среды происходят изменения, как в личности, так и в социальной среде» [120, с.93]. Говоря о том, что социальная адаптация может осуществляться в двух формах: пассивной (имеется в виду приспособление к изменяющимся условиям жизнедеятельности) и активной (приспосабливание этих условий к особенностям своей личности), в феномене предприимчивости мы усматриваем активное начало, то есть приоритет второй формы. Однако вернемся к заре развития человека: первобытному строю и уточним, что на дородовой стадии речи о социальной адаптации в принципе и быть не могло. Ведь и человека той поры, отождествлявшего себя с остальными участниками стада, личностью назвать было нельзя. Личность по большому счету может состояться только в том случае, если овладеет навыками самостоятельного мышления, умениями приобретать знания, использовать 21 |