обусловливает в народе настроение самоуспокоенности, самодостаточности, лености, неторопливости, миролюбия, и, как следствие, что некоторыми народами воспринимаетсякакслабость. В третьих, ярко выраженная агрессивность внешней среды (наличие агрессивного экономического поведения у части наших граждан) в период первоначального накопления капитала вызвали чувства страха, апаши, горечи и недоумения у значительной части граждан России, стимулировали озлобленность в различных социальных слоях российского общества. Все это вылилось в недоверие к курсу правительства, неверие в долговременность и необратимость проводимых реформ. Агрессивность зачастую являлась реакцией как невостребованность государством сил, знаний и опыта многих социальных групп населения, что усугубляется чиновничьей алчностью, бюрократизмом. В свою очередь, коррупция, асоциальные формы бизнеса, криминальныеразборкинельютводуна мельницупреданностиОтечеству. В-четвертых, отсутствие четкого социального заказа на воспитание государственнои общественно важныхкачествличностироссиянина со стороны инициаторов начавшейся в 80-е годы перестройки, взявшей, в конце концов, ориентирнарыночнуюэкономику. В-пятых, характерныедля периода первоначального накопления капитала бедность, ограниченностьи алчностьформирующегося классапредпринимателей не позволили ему экономически стимулировать воспитание новых поколений граждан в русле любви к Родине, хотя без воспитания у россиян гражданских качеств, в том числе уважения к многообразным видам собственности частному капиталу набеспроблемноеразвитиерассчитыватьне приходится. В-шестых, педагогическая общественность выказала нерасторопность, и даже инертность в делепостроения новой системы патриотического воспитания. Это в немалой степени связано и традиционным для учительства инертностью и консерватизмом мышления. Практически десятилетие в школах господствовало мнение, что школа должна, прежде всего, учить, а не воспитывать подрастающее 124 |
шантаж, взяточничество) не могут вызвать симпатии у большей части населения России. Негативизм отношения усиливается повышенной агрессивностью поведения и деятельности большинства российских предпринимателей. «Вечный» диссидент писательэмигрант Владимир Максимов (1932-1995), который всегда всем существом души не принимал коммунизм и тоталитаризм, в 90-е годы, когда двери в Россию ему были открыты, высказал в телевизионных беседах две, на наш взгляд, примечательные мысли: «Я не хочу жить в стране, где вчерашние воры и валютные проститутки стали образцом для подражания», и «Самое страшное в нашей стране крушение иерархии ценностей». Добавим относительно второго высказывания, страшно не крушение иерархии тоталитарнокоммунистических ценностей, а возникновение вакуума ценностей, который порождает апатию и растерянность одних и беспредел агрессии и насилия других. Во-вторых, отсутствие четкого социального заказа на воспитание качеств человека рыночного типа со стороны инициаторов начавшейся в 80-е годы перестройки, взявшей, в конце концов, ориентир на рыночную экономику. В-третьих, характерные для периода первоначального накопления капитала бедность, ограниченность и алчность формирующегося класса предпринимателей не позволили ему экономически стимулировать воспитание новых поколении предпринимателей. В-четвертых, традиционный для России конфликт между интеллигенцией и предпринимательством выразился в том, что педагогическая общественность выказала нерасторопность и даже инертность в инновационной деятельности в сфере воспитания человека-«рьшочника». Эго проявилось и в слабой проработанности в законодательстве (в частности, в «Законе об образовании») идеи воспитания предприимчивости. В-пятых, широко распространенное ошибочное мнение, что воспитание предприимчивости излишне, ибо ее саморазвитие стимулируется извечным стремлением человека к богатству, экономическому процветанию (с одной стороны) и страхом перед безработицей, конкуренцией (с другой). Это мнение локализует общественные усилия по поддержке конструктивного предпринимательства, цивилизованной предприимчивости, ведет к асоциальным формам бизнеса, исповедующего формулу «цель оправдывает средства». Ошибочность мнения, что все люди стремятся к богатству, очевидна. На Западе 126 |