Проверяемый текст
Орлов, Вадим Борисович; Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи (Диссертация 2001)
[стр. 133]

своей моральной ценности следует учитывать не только самоотношение, самопринятие личности, но и наличие (или отсутствие) у нее этических смысловых координат самовосприятия.
Речь идет о том, соотносит ли
личность собственное Я с этическими категориями, или его самовосприятие характеризуетсятакназываемойэтическойиндифферентностью.
Психологическое и социальное Я, образуя глобальную Я-концепцию личности, в свою очередь, включают в себясобственныекомпоненты.
В качестве двух основных компонентов психологическогоЯ Р.
Бернс называет «ощущение компетентности, собственной эффективности и личного влияния» и «ощущение своей моральной ценности»
[39, с.48].
Этого компонента в условиях тотальной критикимилицииявнонедостаетсовременнымстражамправопорядка.
Системный анализ личности предполагает, что личность должна
быть понята одновременно как уникальная, неповторимая, ни на кого не похожая, самодовлеющая сущность и самоценное начало, и вместе с тем как гомогенная, унифицированнаячастицасоциальногоцелого [4; 19].
Рассмотрим нижележащие, специфическиеуровниЯ-концепции, имеющие прямое отношение к
героико-патриотическому воспитанию (экономическое «Я» и профессиональное «Я»).
Истоки введения понятия
<окономическое «Я» в психологии следует искать в работах У.
Джемса, который наряду с физическим, духовным и социальным «Я» выделял и материальное «Я».
У.
Джемс подчеркивал, что чувство «Я» развивается в связи с усвоением понятий «свое чужое», и «то,что человекможетназвать«своим», образуетеголичность»
[123, с.
85].
Таким образом, в процессе формирования «Я» идентификация может происходить не только со значимыми людьми,
значимыми предметами, но и со значимыми территориями.
У.
Джемс отмечал, что «между тем, что человек называет «Я» и что он попросту называет «мое», трудно провести четкую
Гранину.
Мы относимся к определенным вещам, принадлежащим нам, почти так же, как мы относимся к самим себе.
В наиболее широком смысле «Я» это совокупность всего, что человекможет назвать «своим» (свое тело и физические
133
[стр. 158]

Я-концепцию личности, в свою очередь, включают в себя собственные компоненты.
В качестве двух основных компонентов психологического Я Р.
Бернс называет «ощущение компетентности, собственной эффективности и личного влияния» и «ощущение своей моральной ценности»
[49, с.48].
При рассмотрении второго компонента психологического Я ощущения своей моральной ценности следует учитывать не только самоотношение, самопринятие личности, но и наличие или отсутствие у нее этических смысловых координат самовосприятия.
Речь идет о том, соотносит ли
школьник собственное Я с этическими категориями, или его самовосприятие характеризуется так называемой этической индифферентностью.
При подходе к анализу первого компонента социального Я следует рассматривать такие элементы Я-концепции, посредством которых личность соотносит собственное Я с другими Я.
Системный анализ личности предполагает, что личность должна
бьггь попята одновременно как уникальная, неповторимая, ни на кого не похожая, самодовлеющая сущность и самоценное начало, и вместе с тем как гомогенная, унифицированная частица социального целого [9].
Рассмотрим нижележащие, специфические уровни Я-концепции, имеющие прямое отношение к
воспитанию предприимчивости (экономическое Я и профессиональное Я).
Истоки введения понятия
«экономическое Я» в психологии следует искать в работах У.
Джемса, который наряду с физическим, духовным и социальным Я выделял и материальное Я.
У.
Джемс подчеркивал, что чувство Я развивается в связи с усвоением понятий «свое чужое», и «то, что человек может назвать «своим», образует его личность»
[117, с.85].
Таким образом, в процессе формирования Я идентификация может происходить не только со значимыми людьми,
но и со значимыми предметами.
У.
Джемс отмечал, что «между тем, что человек называет «Я» и что он попросту называет «мое», трудно провести четкую
границу.
Мы относимся к определенным вещам, принадлежащим нам, почти так же, как мы относимся к самим себе.
В наиболее широком смысле «Я» это совокупность всего, что человек может назвать «своим» (свое тело и физические
силы, свою одежду, свой дом, свою жену и детей, своих родителей и друзей, свою репутацию и работу...)»[117, с.291-292].
158

[Back]