взрослыми. “Педагогика свободы”, таким образом, рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей “свободоспособности”. “Педагогика свободы” изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную “самость”, не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность, что снимает для нее проблему человека как объекта воспитания и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Проблема образования личности в “педагогике свободы” выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Характеризуя “педагогику свободы”, О.С. Газман раскрывает понятие “индивидуализация”. Индивидуализация есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрёл в индивидуальном опыте. Индивидуализация предполагает: 1) индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей; 2) создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида; 3) стержневая черта индивидуализации поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении. Предметом педагогической поддержки становится «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [45,15 с.]. 42 |
• понятие “саморазвитие личности” как базовое для характеристики целей, содержания и средств личностно ориентированного образования; • понятие “свобода личности” как цель и результат гуманистического воспитания; • понятие ‘‘культура образования”, определяющее его сущность, уровень развития и качественные особенности образовательного процесса [3 8 ]. “Педагогика свободы”, таким образом рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей “свободо способности”; “педагогика свободы” изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную “самость”, не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность, что снимает для нее проблему человека как объекта воспитания и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Проблема образования личности в “педагогике свободы” выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Характеризуя “педагогику свободы”, О. С. Газман раскрывает понятие “индивидуализация”. Индивидуализация есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрёл в индивидуальном опыте. Индивидуализация предполагает: 1) индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей; 2) создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида; 22 3) стержневая черта индивидуализации поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении. Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится “процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни” [36, с. 15]. Принципиально важным является понимание того, что педагогическая поддержка в концепции О.С. Газмана выступает как часть целого образования, наряду с его двумя составляющими: обучением и воспитанием. Под педагогической поддержкой в образовании понимается профессиональная деятельность работников образовательного учреждения (администрации, преподавателей, классных руководителей, психолога, социального педагога, руководителей дополнительного образования и др.), направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с: • физическим и психическим здоровьем; • успешным продвижением в обучении; • эффективной деловой и межличностной коммуникацией; • жизненным самоопределением экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором [37 ]. Педагогическая поддержка в современном образовательном процессе становится объективной необходимостью. Об этом свидетельствует и тот факт, что термин “педагогическая поддержка” используется широко, неоднозначно, имеет различные сферы применения; он может ассоциироваться с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Анализ структуры и практики образования позволяет нам сделать вывод, 23 |