Проверяемый текст
Рубина, Виктория Юрьевна; Институт высшего образования: социальная роль и социальные функции в современном российском обществе (Диссертация 2000)
[стр. 23]

23 человека; отчуждение; профессиональная, национальная и культурная разобщенность; увеличение числа людей, “выпадающих” из социальных норм деятельности и общения; рост преступности, криминализация и дегуманизация общества.
Вторая, противостоящая первой, но не менее сильная тенденция возрастание роли психологического, личностного фактора, интеллектуальных функций в современном труде и жизни человека, наукоемкости труда, развитие управляющих и предвосхищающих функций во всех видах труда; усиление “ноосферного” влияния совокупной деятельности человечества; рост общности людей и социальной сплоченности перед лицом экологических и социальных катастроф; увеличение роли
межкультурного мирового общения; повышение значения этических норм и доверия между людьми, роли индивидуальной инициативы и творчества, открытости перед будущим.
Эта тенденция обнаруживается в росте сознательных творческих инициатив во всех сферах деятельности и общения, во все более раннем и массовом приобщении людей к творчеству, в стремлении профессионалов к совершенствованию на протяжении всей жизни, в повышении роли массовых движений, озабоченных будущим человека и общества, в значительном расширении каналов и сфер общения
между людьми и, прежде всего, духовного межличностного общения и обмена мировоззренческими и этическими ценностями вопреки прагматическим установкам и результатам.
Интерес людей друг к другу и их сближение несмотря на все социальные катаклизмы XX столетия продолжают расти.
Обе эти противоречивые тенденции сегодняшнего этапа развития общественной жизни порождают особо острое столкновение извечных разрушающих и созидающих начал, образуют то, что философы называют “новой антропологической реальностью”.
Учет этой реальности, ее требований предполагает качественно иную стратегию организации образования, отличающуюся от традиционной, которая
[стр. 11]

II • обосновано, что на данном этапе институт высшего образования в России представляет собой формирующуюся систему, структурные звенья которой характеризуются различными функциями, однако общей чертой является преобразование роли, места и значения знаний, науки, образования, обусловленное процессами социального перехода к рыночной экономике и рыночным отношениям; • доказано, что функции и роль института высшего образования в России в настоящее время находятся в процессе трансформации, а современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов, функциональные изменения которых связаны в первую очередь с изменением базовых потребностей общес тва; • выявлено, что интегративная деятельность института высшего образования в современном российском обществе все более детерминируется социокультурными факторами, что указывает на глубинный характер взаимосвязи института высшего образования с обшецивилизациошшми тенденциями развития.
Исходя из указанных моментов новизны, на защиту выносятся следующие тезисы: • современное состояние института высшего образования закономерное следствие трансформации общества, где мы имеем дело с несколькими глобальными тенденциями развития.
Первая связана усилением общего кризиса образовательной системы характерной для всего мирового сообщества, вторая это возрастание роли психологического, личностного фактора, интеллектуальных функций в современном труде и жизни человека, наукоемкости труда, развитие управляющих и предвосхищающих функций во всех видах труда.
Все это предполагает качественно иную стратегию

[стр.,21]

21 Вес вышеизложенное подчеркивает чрезвычайную актуальность вопросов и проблем реформирования системы высшего образования.
Однако и здесь нет единой точки зрения.
В современном мире мы имеем дело с двумя противоположными тенденциями развития общественного труда и жизни человека, с которыми не может не считаться система образования.
Первая “омассовление”, разобщение, обезличивание, формализация и бюрократизация труда и социальных отношений.
Эта тенденция дает себя знать в таких явлениях как: рост потребительства; экологическая опасность деятельности человека; отчуждение; профессиональная, национальная и культурная разобщенность; увеличение числа людей, “выпадающих” из социальных норм деятельности и общения; рост преступности, криминализация и дегуманизация общества.
Вторая, противостоящая первой, но не менее сильная тенденция возрастание роли психологического, личностного фактора, интеллектуальных функций в современном труде и жизни человека, наукоемкости труда, развитие управляющих и предвосхищающих функций во всех видах труда; усиление “ноосферного” влияния совокупной деятельности человечества; рост общности людей и социальной сплоченности перед лицом экологических и социальных катастроф; увеличение роли
межкулыурпого мирового общения; повышение значения этических норм и доверия между людьми, роли индивидуальной инициативы и творчества, открытости перед будущим.
Эта тенденция обнаруживается в росте сознательных творческих инициатив во всех сферах деятельности и общения, во все более раннем и массовом приобщении людей к творчеству, в стремлении профессионалов к совершенствованию на протяжении всей жизни, в повышении роли массовых движений, озабоченных будущим человека и общества, в значительном расширении каналов и сфер общения


[стр.,22]

22 между людьми, и прежде всего духовного межличностного общения и обмена мировоззренческими и этическими ценностями, вопреки прагматическим установкам и результатам.
Интерес людей друг к другу и их сближение, несмотря на все социальные катаклизмы XX столетия, продолжают расти.
Обе эти противоречивые тенденции сегодняшнего этапа развития общественной жизни порождают особо острое столкновение извечных разрушающих и созидающих начал, образуют то, что философы называют “новой антропологической реальностью”.
Учет этой реальности, ее требований предполагает качественно иную стратегию организации образования, отличающуюся от традиционной, которая
уже привела к полной утрате формирующей роли высшей школы в обществе.
Изменение относительной роли инноваций и традиции в структуре обучения, обращенного к неизведанному будущему, предполагает изменение и типа отношений между поколениями.
“Эти отношения утрачивают характер принуждения.
Они не могут быть ни чем иным, как отношениями сотрудничества, взаиморегуляции, взаимопомощи равных перед неведомым предстоящим”.8 В процессе обучения преобладающим становится творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме, к способу ее решения.
Главная ценность отношений сотворчество.
Противоречие между репродуктивным и творческим элементами обучения разрешается посредством их согласования, гармонизации при ведущей селективной роли творческого компонента.9 9 Сиволапов А.В.
К новой модели обучения: социокультурный подход // Социологические исследования.-І994.-№3,С.9І.

[Back]