Проверяемый текст
Рубина, Виктория Юрьевна; Институт высшего образования: социальная роль и социальные функции в современном российском обществе (Диссертация 2000)
[стр. 71]

7 ) "свято место пусто не бывает" {если одна группа уменьшает свой приток в систему высшего образования, например, из-за состояния экономики, рынка труда и пр., то другая соответственно увеличивает, и наоборот).
При этом проявляются свойства групп, которые интегрально могут быть выражены в определениях "сильные" и "слабые", "лабильные" и "инертные", "радикальные" и "консервативные"; подобные характеристики описывают реакции группы на изменения определенных обстоятельств, имеющийся у
нее для этого потенциал, в целом поведение группы в рассматриваемом взаимодействии.
Здесь также имеют значение и кумулятивные численности различных групп претендентов (например, "накопившихся" за предшествующий период выпускников прошлых лет юношей и девушек, вследствие различных обстоятельств не реализовавших свои намерения поступить в вузы), и соотношение численностей групп с разными характеристиками, определяющее баланс их возможностей (например, выпускников городских и сельских школ).

Анализируя данные показатели, приходим к выводу, что назрела общественная потребность в новой стратегии обучения, которая
зрела не одно десятилетие, прежде чем стала осознанной и вылилась сначала в критику, а затем и в требование смены сложившейся веками традиционной стратегии организации обучения.
Напряженность в работе, свойственная трансформированной системе образования, компенсируется не только и даже не столько более высокими доходами,
сколько удовлетворенностью и высокой степенью самореализации и раскрытия научно-педагогическо1т>, воспитательного, социального потенциала.' Именно в силу перечисленных обстоятельств диагностично поставленная цель гуманитаризации образования должна звучать следующим образом: создание условий для развития нового типа 1Леонтьева В.Н.
Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования.
1995.
N9 К С.139.
[стр. 75]

75 кто был ресурсом для высшего образования: он соответствовал порыву масс к знаниям, к образованию, который наблюдался начиная с двадцатых годов, он импонировал ориентациям интеллигенции; это было поддержано и эффективно использовано властью в ее интересах.
Мы наблюдаем здесь ход конкуренции групп, имеющих различные стартовые позиции, описываемые прежде всего образовательными параметрами, включая время получения того или иного образования: окончившие дневные либо вечерние школы в этом году или ранее, окончившие средние специальные или высшие учебные заведения, учреждения начального профессионального образования.
В процессе этой конкуренции у входа в сферу высшего образования изменялся состав абитуриентов и поступающих в вузы.
На самом деле, конечно, "работают" не только (и не столько) эти, образовательные, но и стоящие за ними другие социальные факторы.
Так, школьные выпускники 90-х это группа, преодолевшая фильтрацию системы образования в специфических нынешних обстоятельствах, о чем шла речь выше; да и сами условия конкуренции переменились.
В сфере образования и в связи с ней происходит сложное взаимодействие различных групп, в котором имеют место и конкуренция в борьбе за наиболее привлекательные вакансии, и срабатывание правила "свято место пусто не бывает" (если одна группа уменьшает свой приток в систему высшего образования, например, из-за состояния экономики, рынка труда и пр., то другая соответственно увеличивает, и наоборот).
При этом проявляются свойства групп, которые интегрально могут быть выражены в определениях "сильные" и "слабые", "лабильные" и "инертные", "радикальные" и "консервативные"; подобные характеристики описывают реакции группы на изменения определенных обстоятельств, имеющийся у


[стр.,76]

76 нее для этого потенциал, в целом поведение группы в рассматриваемом взаимодействии.
Здесь также имеют значение и кумулятивные численности различных групп претендентов (например, "накопившихся" за предшествующий период выпускников прошлых лет юношей и девушек, вследствие различных обстоятельств не реализовавших свои намерения поступить в вузы), и соотношение численностей групп с разными характеристиками, 'определяющее баланс их возможностей (например, выпускников городских и сельских школ).

Возможности выбора жизненного пути, предоставляемые обществом молодежи, в немалой степени изменяются во времени.
Система образования и рынок труда испытывают значительное давление.
Как объем вакансий, так и структура их не остаются постоянными.
С другой стороны, варьируются численность и состав претендентов на эти места.
Соотношение между численностью потенциальных претендентов на определенные вакансии и существующими в действительности вакансиями в учебных заведениях и на предприятиях меняется.
Соответственно претерпевают трансформации также и условия для реализации потенциальных возможностей.49 Анализируя данные показатели, приходим к выводу, что назрела общественная потребность в новой стратегии обучения, которая вызревала ис одно десятилетие, прежде чем стала осознанной и вылилась сначала в критику, а затем и в требование смены сложившейся веками традиционной стратегии организации обучения.
Напряженность в работе, свойственная трансформированной системе образования, компенсируется не только и даже не столько более высокими доходами,
но и удовлетворенностью и высокой степенью самореализации и 49Констатітиновский Д.
Л., Хохлушкина Ф.
А.
Формирование социального поведения молодёжи в сфере образования // Социологический журнал 1998 №

[Back]