Проверяемый текст
Надтока, Сергей Викторович. Виктимологические аспекты профилактики насильственных преступлений (Диссертация 1999)
[стр. 78]

исследований продолжает оставаться актуальным.
При этом следует учитывать, что типологические решения являются необходимой базой для построения тех или иных классификаций жертв в
зависимости от оснований, целей и задач таких классификаций.
В свою очередь, накопление такого рода информации, прирост эмпирического научного знания позволяет более точно прогнозировать поведение потенциальных жертв в тех или иных ситуациях и, следовательно, более эффективно организовывать профилактическую работу.
Поведение потерпевших тесно связано с их личностными особенностями, поскольку личность и ее психологические свойства одновременно есть и предпосылка и результат ее деятельности.
Внутреннее психологическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а они, в свою очередь, сказываются на ее поведении .
Поэтому личность потерпевшего при определенных условиях может быть активным фактором, либо затрудняющим преступление, либо способствующим ему.
А личностные особенности жертвы играют существенную роль как в выборе ею линии поведения, так и в выборе средств реализации намеченных целей во взаимодействии с потенциальным преступником.
Типология выявляет и ранжирует наиболее существенные, закономерно (объективно) присущие только данному типу личности признаки, свойства и связи, которые в своей совокупности и образуют суть данного явления.
Она фиксирует то главное, без чего нет и не может быть личности определенного типа.
Типология, в отличии от классификации, выступает как типологическая дифференциация сложных явлений, дающая возможность выделять более или менее однородные единицы и отбирать индивидуальные величины одного и того же вида .
Рубинштейн Л.С.
Основы общей психологии.
М., 1946.
С.
513.
[стр. 41]

^РОССИЙСКАЯ 41 ^бСУДАГ-СТЬЕНМ^ "^БЛИСТЕКАГ характер отличает типологию от классификации, которая может проводиться по любому признаку, присущему какой-либо группе объектов исследования.
В рамках классификации устанавливаются особенности статистической распространенности тех или иных криминологически значимых признаков, характерных в данном случае для личности жертв насильственных посягательств.
Типология личности потерпевших предполагает учет ее взаимосвязи с особенностями разнообразных социально-психологических признаков в выявлении этих особенностей и состоит, по существу, типологический анализ.
Большинство криминологов и виктимологов едины в том, что личность потерпевшего (также как и личность преступника) представляет собой социальный и психологический тип.
Это означает, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются те или иные элементы равноуровневого порядка, которые, так или иначе, являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву преступления.
Сказанное вовсе не означает, во-первых, фатального характера воздействия такого рода факторов на исход криминальной ситуации.
Оно также не означает, что все потерпевшие, относимые в различных классификациях к той или иной группе, в полной мере обладают чертами личности, присущими соответствующей группе жертв.
Эти черты типичны для подавляющего большинства той или иной категории жертв, выделенной в виктимологической классификации, а затем и обобщенной на уровне типологического решения, но они вовсе не обязательно должны присутствовать у каждой личности, ставшей жертвой преступного насилия.
Выявление наиболее характерных психологических типов жертв преступлений, установление взаимосвязей между их типическими особенностями и поведением жертв в конкретных криминальных ситуациях при всей важности ранее проведенных в этом направлении исследований продолжает оставаться актуальным.
При этом следует учитывать, что типологические решения являются необходимой базой для построения тех или иных классификаций жертв в
1 ! ■ ! ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ д м Ч ^ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------........................................................................................................................................................................................................................................................................................
I I .
..
I .
.
.
------------.
т -------------1^ ответственность.
М., 1982.
С.206-207; Курс советской криминологии, М., 1985.
С.305.


[стр.,42]

зависимости от оснований, целей и задач таких классификаций.
6 свою очередь накопление такого рода информации, прирост эмпирического научного знания позволяет более точно прогнозировать поведение потенциальных жертв в тех или иных ситуациях и, следовательно, более эффективно организовывать профилактическую работу.
Зарубежная и советская криминологическая литература содержит самые разнообразные подходы к решению этой проблемы.
Так, один из основоположников виктимологии американский криминолог Ганс Гентиг в опубликованной им в 1948 г.
монографии "Преступление и его жертва" предложил типологию жертв насильственных преступлений, которая охватывала бы два направления.
Одно из них общая классификация жертв, включающая все возрастные группы (молодых, пожилых, детей), женщин, иммигрантов, национальных меньшинства, умственно отсталых, психически больных, алкоголиков и наркоманов.
Второе направление психологические типы жертв, среди которых он особо выделил депрессивных; лиц, лишенных возможности обороняться; одиноких и обманутых; мучителей; стяжателей; "сражающихся"; "с разбитым сердцем"; "распутных".
Позже эта типология получила свое развитие в шеститомном труде Г.Гентига "Преступление", точнее, в последнем томе этой работы "Жертва как элемент окружающей среды", ставшем настольной книгой учёныхвиктимологов.
Один из последователей Г.Гентига, крупный швейцарский виктимолог Г.Элленбергер в середине 50-х годов среди психологических типов жертв выделил особую виктимную предрасположенность сильно аффектируемых людей, а также тех, кто страдает психическими расстройствами.
Такая предрасположенность стать жертвой, по мнению Г.Элленбергера, характерна для лиц, имеющих склонность к самонаказанию и мазохизму, а также для тех, чья психология характеризуется фатализмом и отсутствием интереса к жизни.
Сюда же он относил тех лиц, у которых выявляется так называемый "синдром Авеля”, то есть смутное чувство вины и, несмотря на ощущаемое преследование, слабая защитная реакция из-за недостатка самоутверждения.

[Back]