Проверяемый текст
Надтока, Сергей Викторович. Виктимологические аспекты профилактики насильственных преступлений (Диссертация 1999)
[стр. 80]

Как уже отмечалось, виновное поведение жертвы является причиной многих преступлений.
На основе этого критерия разработана известная в литературе типология Б.
Мендельсона: 1) «полностью невиновные» жертвы, «идеальные» жертвы, например дети, которые становятся объектом сексуальных посягательств; 2) «жертвы с меньшей виной» и «жертвы вследствие своего невежества», среди которых также нередко встречаются жертвы сексуальных преступлений; 3) «жертвы, столь же виновные, сколь и преступник» и «добровольные жертвы» (например жертвы изнасилований); 4) жертвы, вина которых больше, чем вина преступника; 5) жертвы, только по вине которых совершено преступление; 6) жертвы, стимулирующие или мнимые (обычно это психически больные, малолетние дети или лица преклонного возраста) .
Практическая ценность данной типологии бесспорна, хотя она также страдает односторонностью при рассмотрении поведения жертвы, не учитывает всех признаков, характеризующих виктимность человека, ставшего жертвой преступления.
Однако она учитывает виктимные факторы, которые проявляются после совершения преступления, тогда как виктимологическая типология должна иметь в виду и потенциальную жертву с ее личностными чертами и свойствами.
Основной же недостаток этой типологии состоит в том, что она не использует чисто виктимологический критерий : будучи применен к преступникам, критерий «вины» даст те же результаты с некоторыми изменениями.
Один из последователей Г.
Гентига, крупный швейцарский виктимолог Г.
Элленбергер в середине 50-х годов среди психологических типов жертв выделил особую виктимную предрасположенность сильно
1Mendelsohn В.
The origin of the doctrine of victimology // Excerpta Criminológica, 1963.
Yol.
3.
№ 4.
P.
239.
[стр. 42]

зависимости от оснований, целей и задач таких классификаций.
6 свою очередь накопление такого рода информации, прирост эмпирического научного знания позволяет более точно прогнозировать поведение потенциальных жертв в тех или иных ситуациях и, следовательно, более эффективно организовывать профилактическую работу.
Зарубежная и советская криминологическая литература содержит самые разнообразные подходы к решению этой проблемы.
Так, один из основоположников виктимологии американский криминолог Ганс Гентиг в опубликованной им в 1948 г.
монографии "Преступление и его жертва" предложил типологию жертв насильственных преступлений, которая охватывала бы два направления.
Одно из них общая классификация жертв, включающая все возрастные группы (молодых, пожилых, детей), женщин, иммигрантов, национальных меньшинства, умственно отсталых, психически больных, алкоголиков и наркоманов.
Второе направление психологические типы жертв, среди которых он особо выделил депрессивных; лиц, лишенных возможности обороняться; одиноких и обманутых; мучителей; стяжателей; "сражающихся"; "с разбитым сердцем"; "распутных".
Позже эта типология получила свое развитие в шеститомном труде Г.Гентига "Преступление", точнее, в последнем томе этой работы "Жертва как элемент окружающей среды", ставшем настольной книгой учёныхвиктимологов.
Один из последователей Г.Гентига, крупный швейцарский виктимолог Г.Элленбергер в середине 50-х годов среди психологических типов жертв выделил особую виктимную предрасположенность сильно
аффектируемых людей, а также тех, кто страдает психическими расстройствами.
Такая предрасположенность стать жертвой, по мнению Г.Элленбергера, характерна для лиц, имеющих склонность к самонаказанию и мазохизму, а также для тех, чья психология характеризуется фатализмом и отсутствием интереса к жизни.
Сюда же он относил тех лиц, у которых выявляется так называемый "синдром Авеля”, то есть смутное чувство вины и, несмотря на ощущаемое преследование, слабая защитная реакция из-за недостатка самоутверждения.

[Back]