Проверяемый текст
Надтока, Сергей Викторович. Виктимологические аспекты профилактики насильственных преступлений (Диссертация 1999)
[стр. 86]

выполняемой ими работы или их поведение как участников движения по улицам и дорогам таит более высокую, чем обычная, виктимность; б) жертвы умышленных преступлений, социальный статус которых или выполняемые ими социальные роли содержат повышенный риск виктимности (работники органов безопасности или представители общественности, на которых возложены функции по охране общественного порядка и безопасности на определенных объектах).
Жертвами данного типа могут быть и лица, виктимность которых возросла в результате конкретных взаимоотношений между будущей жертвой и преступником и эвентуально третьих лиц, породивших конфликтную ситуацию.
В этом случае можно с основанием поставить вопрос о вине жертвы и ее приравнивании к вине преступника и других лиц .
4.
Жертва с очень большими потенциалом риска, нравственно-социальная деформация которой не отличает ее от некоторых ярко выраженных правонарушителей.
Она характеризуется прочной асоциальностью или антисоциальностью: неучастием в общественно полезном труде, проституцией, наркоманией, гомосексуализмом, незаконной торговлей и др.
Многие из таких жертв обычно ранее были осуждены за различные преступления.
Все типы виктимности существуют в двух формах: потенциальной я реализованной, т.
е.
проявившейся в причинных или обуславливающих Рыбальская В.Я.
Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью.
Вып.

33.
М.,
Юрид.
лит., 1980.
С.
32-40.
[стр. 19]

ностью.
Иначе говоря, виктимизация, то есть становление жертвой, не связывается с реализацией викгимности за исключением случаев повышенной способности оказаться в роли жертвы.
По мнению В.П.Коновалова, виктимносгь в наиболее общей форме можно определить как особую характеристику человека, выражающуюся или в субъективной неспособности отдельных лиц в силу совокупности ряда своих личностно-психологических свойств избегать собственной виктимизации в ус-т* ловиях, когда объективно это возможно, или в объективно-повышенной вероятности в силу исполняемых ими отдельных социальных ролей при определённых обстоятельствах становиться потерпевшими .
Причём в первом случае В.П.Коновалов ведёт речь о личностной виктимности, как внутренне обусловленном психологическом качестве лица, а во втором о ролевой виктимности, как внешне обусловленной характеристике определённой социальной роли, исполняемой человеком.
Л.В.Ильина определяет виктимность как «особое свойство пострадавшего от преступления лица (в аспекте криминальной виктимологии), состоящее в его предрасположенности, способности стать при определённых обстоятельствах жертвой преступления»28.
В.Я.Рыбальская считает, что виктимность есть личностная характеристика, означающая повышенную «способность», известную предрасположенность человека стать жертвой преступного посягательства .
Принимая во внимание, что виктимность определяется не только личностными, но и ролевыми, поведенческими и иными способностями человека, вряд ли можно согласиться с этим определением.
27 Коновалов В.П.
О виктимологическом аспекте профилактики преступлений.
// В сб.: Повышение эффективности законодательства в свете решений XXVI съезда КПСС.
Душанбе, 1984.
С.80.
Ильина Л.В.
Уголовно-процессуальное значение виктимологии.
// Правоведение, 1975.
№ 3.
С.119.
Рыбальская В.Я.
Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних.
// Вопросы борьбы с преступностью.
Вып.ЗЗ.

М.,1980.
С.ЗЗ.
19

[стр.,23]

г) следствие патологического состояния личности (виктимность —«патология» психическая болезнь; физический недуг, слепота, глухота и иные тяжкие соматические расстройства) .
По мнению В.П.Коновалова, следует различать две формы виктимности ролевую, как объективную характеристику определённой социальной роли человека, независимую от его личностных свойств, и личную, как психологическое качество определённого лица, образуемое совокупностью присущих ему 36психологических и физиологических свойств .
На наш взгляд, наиболее отвечающим интересам практики борьбы с насильственными преступлениями является выделение трёх форм виктимности.
При этом необходимо иметь в виду, что каждой из выделяемых форм виктимности соответствует определённый тип потерпевших от насильственных преступлений.
1.
Личностная виктимность, присущая лицам, обладающим опасностью стать жертвой преступления в силу социально-демографических (культурнообразовательный уровень, жизненный опыт, навыки, привычки, пол, возраст, национальность, состояние здоровья и т.п.), нравственных (взгляды, интересы, потребности, наклонности, стремления и т.п.) и психологических (уровень умственного развития, черты характера, чувства, эмоции и т.п.) особенностей.
Иными словами, это тип потерпевших, виктимность которых обусловлена характеристикой их личности.
Данные, характеризующие личность потерпевшего, играют существенную роль во всех стадиях механизма совершения насильственных преступлений.
Например, такие черты характера личности потерпевшего, как агрессивность, конфликтность, упрямство и т.п.
заметно влияют на его отношения с преступником в допреступный период и нередко приводят к конфликтным си35Рыбальская В.Я.
Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних.
//Вопросы борьбы с преступностью.
Вып.33.
М.,
1980.
С.ЗЗ.
Коновалов В.П.
Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики преступлений.
М., 1982.
С.8.


[стр.,202]

112.
Ривман Д.В.
Некоторые вопросы предотвращения убийств.
// Вопросы борьбы с преступностью.
Вып.12.
М., 1970.
113.
Ривман Д.В.
Потерпевший от преступления: личность, поведение, оценка.
Л., 1973.
114.
Ривман Д.В.
Виктимологические факторы и профилактика преступлений.
Л., 1975.
115.
Ривман Д.В.
Виктимологическая профилактика.
Её особенности и место в системе криминологического предупреждения преступности.
// В кн.: Вопросы профилактики преступлений.
Л., 1978.
116.
Ривман Д.В.
О некоторых понятиях криминальной виктимологии.
// В сб.: Виктимологические проблемы борьбы с преступностью.
Иркутск, 1982.
117.
Рикер П.
Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам.
В кн.: О человеческом в человеке.
/ Под общей ред.
И.Т.Фролова.
М.: Политиздат, 1991.
118.
Рубинштейн Л.С.
Основы общей психологии.
М., 1946.
119.
Рыбальская В.Я.
Виктимность как элемент структуры механизма преступлений несовершеннолетних.
// В кн.: Вопросы борьбы с преступностью.
Вып.
29.
М., 1979.
120.
Рыбальская В.Я.
Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних.
// Вопросы борьбы с преступностью.
Вып.
33.
М.,
1980.
121.
Рыбальская В.Я.
Виктимологические проблемы преступности несовершеннолетних.
Иркутск, 1983.
122.
Рыбальская В.Я.
Вина потерпевшего и уголовная ответственность.
// Проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью.
Иркутск, 1983.
123.
Самовичев Е.Г.
Ваше тайное оружие знание психологии.
//В кн.: Защити себя сам.
М., 1997.
124.
Саркисов Г.С.
Социальная система предупреждения преступности.
Ереван, 1975.
202

[Back]