Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 101]

нятий по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям: 1.
Полнота* Наличие задач на все способы деятельности, включая мотивационные.
2.
Наличие ключевых задач.
Группировка задач в узлы вокруг объединяющих центров задач, в которых рассматриваются способы деятельности, применяемые при решении других задач и имеющие принципиальное значение.
3.
Связность.
Вся совокупность задач представляется связным графом, в узлах которого ключевые задачи, выше них подготовительные и вспомогательные.
4.
Возрастание трудности в каждом уровне.
Трудность задач по степенно нарастает, повышается требование к быстроте, качеству вариативности решений, к их доказательности и обоснованности.
5.
Целевая ориентация.
Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков.
6.
Психологическая комфортность.
Система задач учитывает наличие разных темпераментов, видов памяти.
Например, есть задачи для устных упражнений, для письменного выполнения, для чертежа и др.
Следует отметить, что большинство предложенных заданий это задания «открытого типа».
Они не имеют заранее правильного решения, кроме того, они всегда имеют множество решений.
Благодаря этой особенности заданий, успешно решаются задачи развития воображения, дивергентного мышления, а также самостоятельности при выполнении каждого задания.

Все собранные нами задания мы систематизировали на основе использования специфических методов, направленных на формирование творческой деятельности: 1.Синектика: а)субъективная аналогия; б) прямая аналогия; в) сим
[стр. 117]

4.) Система задач относится к информационному условию и отвечает всем параметрам содержания, рассмотрим ее подробнее.
Под системой задач мы понимаем совокупность заданий к блоку занятий по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям: 1.
Полнота.
Наличие задач на все способы деятельности, включая мотивационные.
2.
Наличие ключевых задач.
Группировка задач в узлы вокруг объединяющих центров задач, в которых рассматриваются способы деятельности, применяемые при решении других задач и имеющие принципиальное значение.
3.
Связность.
Вся совокупность задач представляется связным графом, в узлах которого ключевые задачи, выше них подготовительные и вспомогательные.
4.
Возрастание трудности в каждом уровне.
Трудность задач постепенно нарастает, повышается требование к быстроте, качеству вариативности решений, к их доказательности и обоснованности.
5.
Целевая ориентация.
Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков.
6.
Психологическая комфортность.
Система задач учитывает наличие разных темпераментов, видов памяти.
Например, есть задачи для устных упражнений, для письменного выполнения, для чертежа и др.
Следует отметить, что большинство предложенных заданий это задания «открытого типа».
Они не имеют заранее правильного решения, кроме того, они всегда имеют множество решений.
Благодаря этой особенности заданий, успешно решаются задачи развития воображения, дивергентного мышления, а также самостоятельности при выполнении каждого задания.


[стр.,118]

Все собранные нами задания мы систематизировали на основе использования специфических методов, направленных на формирование творческой деятельности: 1.Синектика: а)субъективная аналогия; б) прямая аналогия; в) символическая аналогия; г) фантастическая аналогия.
2.Мозговой штурм.
3.Установление принудительных взаимоотношений.
4.Постановка вопросов.
5.Перенос функций.
Приведем примеры.
Метод «синектики».
Предполагает расположенность к импровизации и направлен на активизацию базовых операций подсознания.
Чтобы ускорить процесс порождения идей, при синектике задача прежде всего освобождается от контекста, привычных ассоциаций.
В синектике широко используются аналогии, способствующие реализации базовых операций подсознания, прямые, субъективные, символические и фантастические.
Аналогии облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.
По этой методике барьеры преодолеваются с помощью создания условий, при которых одновременно с поиском решения протекает другой процесс, непосредственно с первым не связанный (аналогия, ассоциация, метафора и т.д.).
Наложение этих процессов и помогает усмотреть ответ на мучающий вопрос.
Ключевое звено при этом пересечение во времени.
1.Субъективная аналогия отождествить самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с подвижной частью механизма, деталью механизма и т.д.

[Back]