Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 16]

деятельность, продукт которой есть «нечто новое», оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.
п.
как самого субъекта творчества, так и других людей.
Для процесса обучения очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то есть новое для
учащегося, но не для общества.

Еще в начале нашего столетия отдельные ученые пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему.
В частности, П.К.
Энгельмейер в своей работе «Теория творчества» делит процесс технического творчества на три основные стадии: 1 -возникновение идеи (акт творчества), 2 выработка схемы (акт науки), 3 -разработка деталей (акт ремесла) [212].
Процесс творчества часто сравнивают с «процессом отражения действительности», в связи с этим психологи P.M.
Грановская, Ю.С.
Крижанская отмечают: «Понимание сущности творчества зависит от понимания роли и места неосознаваемых форм отражения, с которыми связаны воображение, фантазия, интуиция, догадка.
Процесс отражения действительности субъектом состоит в создании ее мозговых моделей носителей идеальных
образов соответствующих объектов.
На основе первичных моделей могут быть построены вторичные модели и модели более высоких порядков, несущие идеальные образы, адекватные, но не тождественные данной области действительности.
Таким образом, посредством творческого мышления, воображения и идеализирующей абстракции человек строит на основе отражения действительности идеальные конструкции, играющие огромную роль и находящие свое материальное воплощение в творческом процессе практической деятельности» [31,С.25].
B.C.
Шубинский считает возможным говорить о педагогике творчества как особой области педагогической науки, занимающейся выявлением закономерностей формирования творческой личности.
В предварительном плане он намечает три основных этапа творческого процесса возникновения
[стр. 17]

Стоит также отметить, что согласно теории деятельности, разработанной А.Н.
Леонтьевым, деятельность понимается «как активность субъекта, направленная на изменение, совершенствование действительности и самого себя» (72,с.657).
Л.С.Выготский так и определяет творчество: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какойнибудь вещью внешнего мира или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» (22,с.З).
Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать вывод: творчество деятельность, продукт которой есть «нечто новое», оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.
п.
как самого субъекта творчества, так и других людей.
Для процесса обучения очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то есть новое для учащегося, но не для общества.

Процесс творчества Еще в начале нашего столетия отдельные ученые пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему.
В частности, П.К.
Энгельмейер в своей работе «Теория творчества» делит процесс технического творчества на три основные стадии: 1 возникновение идеи (акт творчества), 2 выработка схемы (акт науки), 3 разработка деталей (акт ремесла) (212).
Процесс творчества часто сравнивают с «процессом отражения действительности», в связи с этим психологи P.M.
Грановская , Ю.С.
Крижанская отмечают: «Понимание сущности творчества зависит от понимания роли и места неосознаваемых форм отражения, с которыми связаны воображение, фантазия, интуиция, догадка.
Процесс отражения действительности субъектом состоит в создании ее мозговых моделей носителей иде


[стр.,18]

альных образов соответствующих объектов.
На основе первичных моделей могут быть построены вторичные модели и модели более высоких порядков, несущие идеальные образы, адекватные, но не тождественные данной области действительности.
Таким образом, посредством творческого мышления, воображения и идеализирующей абстракции человек строит на основе отражения действительности идеальные конструкции, играющие огромную роль и находящие свое материальное воплощение в творческом процессе практической деятельности» (31,с.25).
B.C.
Шубинский считает возможным говорить о педагогике творчества как особой области педагогической науки, занимающейся выявлением закономерностей формирования творческой личности.
В предварительном плане он намечает три основных этапа творческого процесса возникновения
творческой ситуации, эвристический этап, этап завершения.
Более подробно эти этапы раскрываются в шести звеньях творческого процесса.
Первое звено столкновение с новой проблемой, которое переживается как творческое затруднение.
За ним следует звено творческой неопределенности, которая может осознаваться как тупик, но на самом деле представляет собой скрытую, неосознанную подготовку личности к работе по решению проблемы.
Далее следует звено «скрытой» работы, т.
е.
включения неосознанных элементов психики.
Эта естественная фаза творчества, которая наступает, когда человек постоянно думает о предмете творчества.
Четвертое, главное звено звено «эврики», когда осознается общая идея выхода из проблемной ситуации, т.
е., собственно, находится ее решение.
Это решение далее детально разрабатывается в пятом звене звене развития, итоги подводятся в шестом звене критики и подтверждения (200).
Сопоставление многих других схем позволяет заключить, что и так называемый творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую психологическую структуру.
А.Н.
Лук представляет ее в виде эта

[стр.,43]

кость), воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества.
2.Этапами процесса творческой деятельности младших школьников являются: а)накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б)рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в)реализация версий, идей, образов; г)проверка найденных вариантов, их отбор.
3.
Продукт творчества есть «нечто новое», оригинальное, «никогда раннее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п.
как самого субъекта творчества, так и других людей.
Для процесса обучения очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то есть новое для
учащихся, но не для общества.
4.По вопросу о важнейших чертах творческой личности мы разделяем точку зрения исследователей Г.В.
Бурменской и В.М.
Слуцкого.
Говоря о таланте, одаренности к творчеству, мы считаем, что ключевым моментом в развитии творческой личности являются мотивация и жизненные цели человека.
5.0бобщая изложенное о видах творчества, применительно к нашему объекту исследования, мы придерживаемся точки зрения М.И.
Махмутова, условно выделив: •«научное» творчество это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т.
д.
•практическое творчество поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование.

[Back]