Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 17]

творческой ситуации, эвристический этап, этап завершения.
Более подробно эти этапы раскрываются в шести звеньях творческого процесса.
Первое звено столкновение с новой проблемой, которое переживается как творческое затруднение.
За ним следует звено творческой неопределенности, которая может осознаваться как тупик, но на самом деле представляет собой скрытую, неосознанную подготовку личности к работе по решению проблемы.
Далее следует звено «скрытой» работы, т.
е.
включения неосознанных элементов психики.
Эта естественная фаза творчества, которая наступает, когда человек постоянно думает о предмете творчества.
Четвертое, главное звено звено «эврики», когда осознается общая идея выхода из проблемной ситуации, т.
е., собственно, находится ее решение.
Это решение далее детально разрабатывается в пятом звене звене развития, итоги подводятся в шестом звене критики и подтверждения [200].
Сопоставление многих других схем позволяет заключить, что и так называемый творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую психологическую структуру.
А.Н.
Лук представляет ее в виде этапов:
1.Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи.
2.Сосредоточенные усилия и поиски дополнительной информации (если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап).
3.Уход от проблемы, переключение на другие занятия.
Этот период называют периодом инкубации.

4,Озарение, или инсайт.
Инсайт это не всегда гениальная идея.
Порой это весьма скромных масштабов догадка.
Внешне инсайт выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок.
5.Верификация, или проверка [78].
Изучая вопросы художественного творчества, развития литературного творчества у детей, В.А.
Левин пишет: «То, что происходит внутри творческого акта зрелого художника, можно схематично и упрощенно пред
[стр. 18]

альных образов соответствующих объектов.
На основе первичных моделей могут быть построены вторичные модели и модели более высоких порядков, несущие идеальные образы, адекватные, но не тождественные данной области действительности.
Таким образом, посредством творческого мышления, воображения и идеализирующей абстракции человек строит на основе отражения действительности идеальные конструкции, играющие огромную роль и находящие свое материальное воплощение в творческом процессе практической деятельности» (31,с.25).
B.C.
Шубинский считает возможным говорить о педагогике творчества как особой области педагогической науки, занимающейся выявлением закономерностей формирования творческой личности.
В предварительном плане он намечает три основных этапа творческого процесса возникновения творческой ситуации, эвристический этап, этап завершения.
Более подробно эти этапы раскрываются в шести звеньях творческого процесса.
Первое звено столкновение с новой проблемой, которое переживается как творческое затруднение.
За ним следует звено творческой неопределенности, которая может осознаваться как тупик, но на самом деле представляет собой скрытую, неосознанную подготовку личности к работе по решению проблемы.
Далее следует звено «скрытой» работы, т.
е.
включения неосознанных элементов психики.
Эта естественная фаза творчества, которая наступает, когда человек постоянно думает о предмете творчества.
Четвертое, главное звено звено «эврики», когда осознается общая идея выхода из проблемной ситуации, т.
е., собственно, находится ее решение.
Это решение далее детально разрабатывается в пятом звене звене развития, итоги подводятся в шестом звене критики и подтверждения (200).
Сопоставление многих других схем позволяет заключить, что и так называемый творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую психологическую структуру.
А.Н.
Лук представляет ее в виде эта


[стр.,19]

1.Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи.
2.Сосредоточенные усилия и поиски дополнительной информации.(Если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап).
3.Уход от проблемы, переключение на другие занятия.
Этот период называют периодом инкубации.

4.0зарение, или инсайт.
Инсайт это не всегда гениальная идея.
Порой это весьма скромных масштабов догадка.
Внешне инсайт выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок.
5.Верификация, или проверка (78).
Изучая вопросы художественного творчества, развития литературного творчества у детей, В.А.
Левин пишет: «То, что происходит внутри творческого акта зрелого художника, можно схематично и упрощенно представить
в виде таких этапов: 1.
Усмотрение замысла, предвосхищение результатов творчества.
2.
Предугадывание пути реализации замысла, сознательное или неосознанное ограничение зоны поиска жизненного материала, образа, художественных средств.
3.
Мысленное манипулирование образами, элементами произведения, связи между ними, комбинирование, сопоставление и противопоставление элементов, усмотрение неожиданной функции элемента, изменение угла зрения на связи между явлениями и т.
п.
построение вариантов.
4.
Собственно созидание, реализация версий, идей, образов в материале искусства, техническое осуществление.
5.
Оценка найденных вариантов, комбинаций, соотнесение их с замыслом, отбраковка и отбор»(70,с.4).

[Back]