являются: самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение структуры объекта; видение новой функции объекта в отличие от традиционной; учет альтернатив при решении проблемы; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения). Автор отмечает, что приведенные в перечне процессуальные характеристики творчества взаимосвязаны. И.Я. Лернер считает, что особенность процессуальных черт творческой деятельности состоит в том, что нельзя создать предварительных жестких схем такой деятельности, поскольку нельзя предусмотреть виды, характер и степень сложности возможных новых проблем, нельзя предвидеть способы решения еще не возникших проблем [77]. Однако в последнее время ведутся попытки «проектировать» творческие задачи и задания различного уровня, при решении которых можно было бы пронаблюдать и отследить выполнение всех процедур творческой деятельности. Очевидно, что для творческой деятельности в ходе обучения, очень важен процедурный аспект. Качественно новый продукт в принципе может быть получен и не творческим путем (находка археолога или геолога), а в процедурном творчеством не является. Поэтому для целей обучения необходимо, чтобы субъективно новое создавалось путем осуществления специфических творческих процедур. Именно они характеризуют общее в творчестве при научном, общественном и учебном познании. Исследуя процесс обучения, М.И. Махмутов отмечает, что отсутствие |
Это схема создания всего произведения, это же схема порождения каждой его части, фрагмента, образа, слова в контексте. Часто исследователи детского творчества сам процесс рассматривают в виде трех взаимосвязанных этапов: 1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию. 2. Ребенок рассматривает задачу с разных сторон. 3. Ребенок доводит начатую работу до завершения.( 19643,92,163). Существенный вклад в изучение данного вопроса, применительно к процессу обучения, внес И.Я. Лернер. Он выделил те процедуры творческой деятельности, формирование которых представляется наиболее существенным для обучения. В частности, И.Я. Лернер в обобщенное определение творчества вносит такую модификацию: «Творчеством мы называем процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового посредством специфических процедур, не поддающихся передачи с помощью описываемой и регулируемой системы операций или действий» (77,с.52). Такими процессуальными чертами или содержанием опыта творческой деятельности являются: 1) самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию; 2) видение новой проблемы в традиционной ситуации; 3) видение структуры объекта; 4) видение новой функции объекта в отличие от традиционной; 5) учет альтернатив при решении проблемы; 6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; 7) отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения). Автор отмечает, что приведенные в перечне процессуальные характеристики творчества взаимосвязаны. И.Я. Лернер считает , что особенность процессуальных черт творческой деятельности состоит в том, что нельзя создать предварительных жестких схем такой деятельности, поскольку нельзя предусмотреть виды, характер и степень сложности возможных новых проблем, нельзя предвидеть способы решения еще не возникших проблем (77). Однако в последнее время ведутся попытки «проектировать» творческие задачи и задания различного уровня, при решении которых можно было бы пронаблюдать и отследить выполнение всех процедур творческой деятельности. Очевидно, что для творческой деятельности в ходе обучения, очень важен процедурный аспект. Качественно новый продукт в принципе может быть получен и не творческим путем (находка археолога или геолога), а в процедурном творчеством не является. Поэтому для целей обучения необходимо, чтобы субъективно новое создавалось путем осуществления специфических творческих процедур. Именно они характеризуют общее в творчестве при научном, общественном и учебном познании. Исследуя процесс обучения, М.И. Махмутов отмечает, что отсутствие общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Автор пишет: «Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере и в творчестве как опытных исследователей, так и детей. Эта общность творчества недостаточно явно выражена на разных этапах обучения из-за отсутствия у учащихся необходимой умственной культуры. Чем раньше дети приобретают умения корректного доказательства, соблюдения последовательного рассуждения, умения соотносить полученное решение задачи с искомым, тем сильнее проявляется общность творческого процесса у взрослых и детей» (94,с.45). Несмотря на разнообразие приведенных высказываний, авторы сходны в том, что процесс детского творчества, его этапы подобны механизму |