Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 20]

общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса.
Автор пишет: «Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере и в творчестве как опытных исследователей, так и детей.
Эта общность творчества недостаточно явно выражена на разных этапах обучения из-за отсутствия у учащихся необходимой умственной культуры.
Чем раньше дети приобретают умения корректного доказательства, соблюдения последовательного рассуждения, умения соотносить полученное решение задачи с искомым, тем сильнее проявляется общность творческого процесса у взрослых и детей» [94,С.45].
Несмотря на разнообразие приведенных высказываний, авторы сходны в том, что процесс детского творчества, его этапы подобны механизму
творческой деятельности ученых, исследователей, художников.
Разница лишь в том, насколько дети способны точно выразить свою мысль, воплотить замысел до конца.
Синтезируя изложенные точки зрения, и, учитывая возрастные возможности детей 6-9 лет, мы определяем творческую деятельность младших школьников как процесс, этапами которого, по нашему мнению, являются: а)накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б)рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в)реализация версий, идей, образов; г)проверка найденных вариантов, их отбор.

«Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» [118,С.468].
По мнению исследователей, способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
В настоящее время до сих пор ведутся споры о том, что можно считать
[стр. 11]

I I целями и задачами; оценка достигнутых результатов и корректирующие воздействия педагога.
2.
Эффективность развития творческих способностей младших школьников повышается при соответствующей совокупности педагогических условий, а именно: а) обогащение содержания проблемными заданиями и задачами «открытого типа», б) включение учащихся в творческую деятельность, используя специфические методы, в) осуществление диагностики и коррекции творческих способностей учащихся.
Защищаемые положения определяют теоретическую значимость и научную новизну исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и конкретизации следующих понятий: «творческая деятельность младших школьников», «творческие способности младших школьников».
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем: •Выявлены творческие способности, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности.
К ним относятся: воображение, дивергентное мышление (беглость, гибкость, оригинальность, точность), самостоятельность, мотивация различных этапов творчества.
•Определены содержание, структура и особенности творческой деятельности у младших школьников.
Творческая деятельность представляет собой процесс, этапами которого являются: а) накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б) рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в) реализация версий, идей, образов; г) проверка найденных вариантов, их отбор.
Продукт творчества есть «нечто новое», оригинальное, «никогда раннее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира,

[стр.,21]

И.Я.
Лернер считает , что особенность процессуальных черт творческой деятельности состоит в том, что нельзя создать предварительных жестких схем такой деятельности, поскольку нельзя предусмотреть виды, характер и степень сложности возможных новых проблем, нельзя предвидеть способы решения еще не возникших проблем (77).
Однако в последнее время ведутся попытки «проектировать» творческие задачи и задания различного уровня, при решении которых можно было бы пронаблюдать и отследить выполнение всех процедур творческой деятельности.
Очевидно, что для творческой деятельности в ходе обучения, очень важен процедурный аспект.
Качественно новый продукт в принципе может быть получен и не творческим путем (находка археолога или геолога), а в процедурном творчеством не является.
Поэтому для целей обучения необходимо, чтобы субъективно новое создавалось путем осуществления специфических творческих процедур.
Именно они характеризуют общее в творчестве при научном, общественном и учебном познании.
Исследуя процесс обучения, М.И.
Махмутов отмечает, что отсутствие общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса.
Автор пишет: «Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере и в творчестве как опытных исследователей, так и детей.
Эта общность творчества недостаточно явно выражена на разных этапах обучения из-за отсутствия у учащихся необходимой умственной культуры.
Чем раньше дети приобретают умения корректного доказательства, соблюдения последовательного рассуждения, умения соотносить полученное решение задачи с искомым, тем сильнее проявляется общность творческого процесса у взрослых и детей» (94,с.45).
Несмотря на разнообразие приведенных высказываний, авторы сходны в том, что процесс детского творчества, его этапы подобны механизму


[стр.,22]

творческой деятельности ученых, исследователей, художников.
Разница лишь в том, насколько дети способны точно выразить свою мысль, воплотить замысел до конца.
Синтезируя изложенные точки зрения, и, учитывая возрастные возможности детей 6-9 лет, мы определяем творческую деятельность младших школьников как процесс, этапами которого, по нашему мнению, являются: а)накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б)рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в)реализация версий, идей, образов; г)проверка найденных вариантов, их отбор.

Способность к творчеству «Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся»(118,с.468).
По мнению исследователей, способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
В настоящее время до сих пор ведутся споры о том, что можно считать
способностью к творчеству.
Исследователи отмечают, что творческая деятельность предполагает не просто некие общие способности к ней, а разное сочетание специфических способностей.
Каковы же эти способности? Какие качества, черты позволяют человеку быть способным к творчеству? Как они связаны, взаимодействуют между собой? Изучение психологических исследований показало, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, го

[Back]