Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 21]

способностью к творчеству.
Исследователи отмечают, что творческая деятельность предполагает не просто некие общие способности к ней, а разное сочетание специфических способностей.
Каковы же эти способности? Какие качества, черты позволяют человеку быть способным к творчеству? Как они связаны, взаимодействуют между собой? Изучение психологических исследований показало, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность
к волевому напряжению, находчивость, изобретательность, независимость, честность и прямота и др.
При этом не отделяются познавательные и творческие способности и не разъясняется каждая из них.
В то же время все авторы указывают на связь творчества и интеллекта.
Интеллект человека понимается как вся совокупность его умственных способностей.
Английский психолог Г.
Айзенк предложил различать три вида интеллекта: «биологический, психометрический, социальный» [111,С.104].
Реальные творческие достижения в большинстве областей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и не приводить к творческим проявлениям.
Обобщая имеющиеся в литературе данные по этому вопросу,
B.C.
Юркевич отмечает, что для высокого развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего;
после достижения такого интеллектуального уровня дальнейшее его повышение не сказывается на творческом потенциале; когда интеллектуальный уровень очень высокий (например, IQ 170-180), то это, как и при недостаточной его величине, может мешать творчеству, т.
е.
влияние на становление творческих способностей станет снова отрицательным.
Таким образом, связь между интеллектом и способностью к творчеству определенно есть, но она не такая прямолинейная [215].
Широко используется и ставшая знаменитой модель структуры ин
[стр. 22]

творческой деятельности ученых, исследователей, художников.
Разница лишь в том, насколько дети способны точно выразить свою мысль, воплотить замысел до конца.
Синтезируя изложенные точки зрения, и, учитывая возрастные возможности детей 6-9 лет, мы определяем творческую деятельность младших школьников как процесс, этапами которого, по нашему мнению, являются: а)накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б)рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в)реализация версий, идей, образов; г)проверка найденных вариантов, их отбор.
Способность к творчеству
«Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся»(118,с.468).
По мнению исследователей, способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
В настоящее время до сих пор ведутся споры о том, что можно считать способностью к творчеству.
Исследователи отмечают, что творческая деятельность предполагает не просто некие общие способности к ней, а разное сочетание специфических способностей.
Каковы же эти способности? Какие качества, черты позволяют человеку быть способным к творчеству? Как они связаны, взаимодействуют между собой? Изучение психологических исследований показало, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, го


[стр.,23]

23 товность к волевому напряжению, находчивость, изобретательность, независимость, честность и прямота и др.
При этом не отделяются познавательные и творческие способности и не разъясняется каждая из них.
В то же время все авторы указывают на связь творчества и интеллекта.
Интеллект человека понимается как вся совокупность его умственных способностей.
Английский психолог Г.
Айзенк предложил различать три вида интеллекта: «биологический, психометрический, социальный» (111,с.104 ).
Реальные творческие достижения в большинстве областей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и не приводить к творческим проявлениям.
Обобщая имеющиеся в литературе данные по этому вопросу,
В.С.
Юркевич отмечает, что для высокого развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего
(10 не ниже 120); после достижения такого интеллектуального уровня дальнейшее его повышение (например, рост 10 до 150) не сказывается на творческом потенциале; когда интеллектуальный уровень очень высокий (например, 10 170-180), то это, как и при недостаточной его величине, может мешать творчеству, т.
е.
влияние на становление творческих способностей станет снова отрицательным.
Таким образом, связь между интеллектом и способностью к творчеству определенно есть, но она не такая прямолинейная (215).
Широко используется и ставшая знаменитой модель структуры интеллекта,
разработанная американским психологом Дж.
Гилфордом (1,6,13,88,203 и др.).
Структура предусматривает возможность многих сочетаний тех или иных операций способов умственной деятельности, содержаний мыслительных процессов и продуктов умственной деятельности.

[Back]