Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 22]

теллекта, разработанная американским психологом Дж.
Гилфордом [1,6,13,88,203 и др.].
Структура предусматривает возможность многих сочетаний тех или иных операций способов умственной деятельности, содержаний мыслительных процессов и продуктов умственной деятельности.

Согласно этой модели следует различать пять типов операций: познание (включает в себя процессы восприятия, узнавания, осознания и понимания информации); память (механизм сохранения и воспроизведения информации); дивергентное мышление (опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей); конвергентное мышление (предполагает «нацеливание» на определенный ответ в отличие от охвата самых разных возможностей); оценочное мышление(механизм сравнения со стандартами или установленными критериями).
Различаются, далее, четыре типа содержаний мыслительных процессов.
Имеется в виду, что операции могут применяться по отношению к нагляднообразной информации фигуративное содержание, или к информации, выражаемой знаками, т.
е.
буквами, числами, кодами символическое содержание, или к
вербальным идеям и понятиям семантическое содержание, или, наконец, к информации, касающейся взаимоотношений людей поведенческое содержание [111].
Выделяется также шесть типов продуктов мыслительной деятельности (единицы, классы, отношения, системы, трансформации и импликации).
Согласно Дж.
Гилфорду, именно дивергентное мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения.
Дивергентное мышление характеризует четыре основных его качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность (разработанность)
[1,027].
Под беглостью в данном случае понимается способность высказывать
[стр. 23]

23 товность к волевому напряжению, находчивость, изобретательность, независимость, честность и прямота и др.
При этом не отделяются познавательные и творческие способности и не разъясняется каждая из них.
В то же время все авторы указывают на связь творчества и интеллекта.
Интеллект человека понимается как вся совокупность его умственных способностей.
Английский психолог Г.
Айзенк предложил различать три вида интеллекта: «биологический, психометрический, социальный» (111,с.104 ).
Реальные творческие достижения в большинстве областей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и не приводить к творческим проявлениям.
Обобщая имеющиеся в литературе данные по этому вопросу, В.С.
Юркевич отмечает, что для высокого развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего (10 не ниже 120); после достижения такого интеллектуального уровня дальнейшее его повышение (например, рост 10 до 150) не сказывается на творческом потенциале; когда интеллектуальный уровень очень высокий (например, 10 170-180), то это, как и при недостаточной его величине, может мешать творчеству, т.
е.
влияние на становление творческих способностей станет снова отрицательным.
Таким образом, связь между интеллектом и способностью к творчеству определенно есть, но она не такая прямолинейная (215).
Широко используется и ставшая знаменитой модель структуры интеллекта, разработанная американским психологом Дж.
Гилфордом (1,6,13,88,203 и др.).
Структура предусматривает возможность многих сочетаний тех или иных операций способов умственной деятельности, содержаний мыслительных процессов и продуктов умственной деятельности.


[стр.,24]

Согласно этой модели следует различать пять типов операций: -познание (включает в себя процессы восприятия, узнавания, осознания и понимания информации); -память (механизм сохранения и воспроизведения информации); -дивергентное мышление (опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей); -конвергентное мышление (предполагает «нацеливание» на определенный ответ в отличие от охвата самых разных возможностей); -оценочное мышление(механизм сравнения со стандартами или установленными критериями).
Различаются, далее, четыре типа содержаний мыслительных процессов.
Имеется в виду, что операции могут применяться по отношению к наглядно-образной информации фигуративное содержание, или к информации, выражаемой знаками, т.
е.
буквами, числами, кодами символическое содержание, или к
вербачьным идеям и понятиям семантическое содержание, или, наконец, к информации, касающейся взаимоотношений людей поведенческое содержание (111).
Выделяется также шесть типов продуктов мыслительной деятельности (единицы, классы, отношения, системы, трансформации и импликации).
Согласно Дж.
Гилфорду, именно дивергентное мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения.
Дивергентное мышление характеризует четыре основных его качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность (разработанность)
(1,27).

[Back]