Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 26]

логической системы к другой огромную роль играют творческое воображение и интуиция», пишет в своих исследованиях И.Б.
Михайлова [102, С.42].
Связь воображения и творчества исследует
Л.С.
Выготский: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга психология называет воображением или фантазией.
...Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во
всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [22,С.31].
Изучая психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, Л.С.
Выготский определил формы связи воображения с действительностью.
Он отмечает «двойственную и взаимную» зависимость воображения и опыта.
В первом случае «воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются фантазии.
Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
Во втором случае сам опыт опирается на воображение.
«Такая форма связи
становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту».Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь.
«Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные моменты».
Так же как чувства влияют на воображение, так и воображение влияет на чувство.
Четвертая форма связи воображения и реальности заключается в том, что «построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально
[стр. 28]

-способность высказывать оригинальные идеи; -богатое воображение; -восприятие неоднозначных вещей; -высокие эстетические ценности; -развитая интуиция (111).
«В предметно-содержательном движении знаний, в переходе от одной логической системы к другой огромную роль играют творческое воображ ение и интуиция», пишет в своих исследованиях И.Б.
Михайлова (102,с.42).
Связь воображения и творчества исследует
JI.C.
Выготский: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга психология называет воображением или фантазией.
...Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во
всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» (22,с.31).
Изучая психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, Л.С.
Выготский определил формы связи воображения с действительностью.
Он отмечает «двойственную и взаимную» зависимость воображения и опыта.
В первом случае «воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются фантазии.
Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
Во втором случае сам опыт опирается на воображение.
«Такая форма свя


[стр.,29]

зи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту».Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь.
«Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные моменты».
Так же как чувства влияют на воображение, так и воображение влияет на чувство.
Четвертая форма связи воображения и реальности заключается в том, что «построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально
существовать в мире и воздействовать на другие вещи» (22,с.14).
Изучая механизм творческого воображения, Л.С.
Выготский пишет: «В самом начале процесса, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта.
То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для будущего творчества.
Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия.
Далее идет очень сложный процесс переработки этого материала.
Исследователи различают воссоздающее и творческое воображение.
Первое связано «с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.
д.» (22,с.21).
Второе же это создание новых образов, «связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации»(22,с.21).
Различают образы воображения, характерные для художественного, научного и технического творчества (20,22,43,70,125,197).

[Back]