существовать в мире и воздействовать на другие вещи» [22,С.14]. Изучая механизм творческого воображения, Л.С. Выготский пишет: «В самом начале процесса, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее идет очень сложный процесс переработки этого материала. Исследователи различают воссоздающее и творческое воображение. Первое связано «с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.» [22,0.21]. Второе же это создание новых образов, «связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации» [22,0.21]. Различают образы воображения, характерные для художественного, научного и технического творчества [20,22,43,70,125,197]. Таким образом, в отличие от мышления, которое оперирует понятиями # («организованная система понятий» [118], воображение оперирует образами, и его основное назначение состоит в преобразовании образов так, чтобы в конечном счете обеспечить создание заведомо новой, ранее не существовавшей ситуации или объекта. «Воображение это способность к отображению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях» [198,С.79]. Воображение включается тогда, когда проблемная ситуация характеризуется отсутствием нужной полноты знаний и становится невозможным предвидеть результаты деятельности с помощью организованной системы понятий (то есть мышления). Оперирование образами позволяет «перепрыгнуть» через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат [198]. Именно эти особенности воображения оперирование образами и их преобразование при отсутствии полной информации дает основание многим авторам указывать на воображение как на основу человеческого |
зи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту».Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. «Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные моменты». Так же как чувства влияют на воображение, так и воображение влияет на чувство. Четвертая форма связи воображения и реальности заключается в том, что «построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи» (22,с.14). Изучая механизм творческого воображения, Л.С. Выготский пишет: «В самом начале процесса, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее идет очень сложный процесс переработки этого материала. Исследователи различают воссоздающее и творческое воображение. Первое связано «с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.» (22,с.21). Второе же это создание новых образов, «связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации»(22,с.21). Различают образы воображения, характерные для художественного, научного и технического творчества (20,22,43,70,125,197). 30 Таким образом, в отличие от мышления, которое оперирует понятиями («организованная система понятий» (118), воображение оперирует образами, и его основное назначение состоит в преобразовании образов так, чтобы в конечном счете обеспечить создание заведомо новой, ранее не существовавшей ситуации или объекта. «Воображение это способность к отображению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях» (198,с.79). Воображение включается тогда, когда проблемная ситуация характеризуется отсутствием нужной полноты знаний и становится невозможным предвидеть результаты деятельности с помощью организованной системы понятий (то есть мышления). Оперирование образами позволяет «перепрыгнуть» через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат (198). Именно эти особенности воображения оперирование образами и их преобразование при отсутствии полной информации дает основание многим авторам указывать на воображение как на основу человеческого творчества. В последнее время в психологии все чаще встречается понятие «креативность» способность к творчеству. Креативность «включает мотивационную направленность человека, ориентацию на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций самим человеком», так считают P.M. Грановская и Ю.С. Крижанская (31,с. 10). Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того, чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «приводной ремень», который запустил бы в работу механизмы мышления. Иными словами, необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа. В различных подходах мотивация рассматривается по-разному: в бихевиоризме мотивация отрицается вообще, в когнитивизме ее рассматри |