Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 28]

творчества.
В последнее время в психологии все чаще встречается понятие «креативность» способность к творчеству.
Креативность «включает мотивационную направленность человека, ориентацию на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций самим человеком», так считают P.M.
Грановская и Ю.С.
Крижанская [31,С.10].
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения.
Для того, чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «приводной ремень», который запустил бы в работу механизмы мышления.
Иными словами, необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.
В различных подходах мотивация рассматривается по-разному: в бихевиоризме мотивация отрицается вообще, в когнитивизме ее рассматривают
на стыке целевой установки с факторами среды, в гуманистической психологии она описывается как внутреннее свойство человека в категориях его стремлений и желаний [30,С.38].
Существует так называемый закон Еркеса Додсона, в котором определены два вида мотивации: внешняя, несвязанная с характером работы и содержательная, в которой содержание деятельности интересно понятно.
Оба вида мотивации важны, и нельзя считать, что один вид «выше»
или «ниже».
В представлении отечественных психологов мотив целостный способ организации активности человека.
Он объединяет «когнитивные, потребностные и регуляционноисполнительские функции» [38,С.85].
Таким образом, творческая мотивация это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Исследователи тесно связывают с творческими способностями качество личности человека самостоятельность.
Что такое «самостоятельность» человека, в чем ее сущность?
C.JI.
Рубинштейн утверждает, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную
мотивированность действий и
[стр. 30]

30 Таким образом, в отличие от мышления, которое оперирует понятиями («организованная система понятий» (118), воображение оперирует образами, и его основное назначение состоит в преобразовании образов так, чтобы в конечном счете обеспечить создание заведомо новой, ранее не существовавшей ситуации или объекта.
«Воображение это способность к отображению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях» (198,с.79).
Воображение включается тогда, когда проблемная ситуация характеризуется отсутствием нужной полноты знаний и становится невозможным предвидеть результаты деятельности с помощью организованной системы понятий (то есть мышления).
Оперирование образами позволяет «перепрыгнуть» через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат (198).
Именно эти особенности воображения оперирование образами и их преобразование при отсутствии полной информации дает основание многим авторам указывать на воображение как на основу человеческого творчества.
В последнее время в психологии все чаще встречается понятие «креативность» способность к творчеству.
Креативность «включает мотивационную направленность человека, ориентацию на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций самим человеком», так считают P.M.
Грановская и Ю.С.
Крижанская (31,с.
10).
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения.
Для того, чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «приводной ремень», который запустил бы в работу механизмы мышления.
Иными словами, необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.
В различных подходах мотивация рассматривается по-разному: в бихевиоризме мотивация отрицается вообще, в когнитивизме ее рассматри


[стр.,31]

31 вают на стыке целевой установки с факторами среды, в гуманистической психологии она описывается как внутреннее свойство человека в категориях его стремлений и желаний (30,38).
Существует так называемый закон Еркеса Додсона, в котором определены два вида мотивации: внешняя, несвязанная с характером работы и содержательная, в которой содержание деятельности интересно понятно.
Оба вида мотивации важны, и нельзя считать, что один вид «выше»
фика (рис.1.1.1.).
Чем сильнее желание, тем лучше результаты.
Но лишь до некоторого предела.
Если мотивация переходит через этот «пик», результаты ухудшаются.
«Оптимальный уровень мотивации не постоянен, а возрастает с повышением сложности заданий.
Большие свершения требуют от человека больших чувств» (88,с.49).
В представлении отечественных психологов мотив целостный способ организации активности человека.
Он объединяет «когнитивные, потребностные и регуляционноисполнительские функции» (38,с.85).
Таким образом, творческая мотивация это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Исследователи тесно связывают с творческими способностями качество личности человека самостоятельность.
Что такое «самостоятельность» человека, в чем ее сущность?
С.Л.
Рубинштейн утверждает, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную
мотивированили «ниже».
Рис.
1.1.1.
Мотивация Зависимость между силой желания и результатами деятельности (при прочих равных условиях, то есть одинаковом уровне знаний и навыков) представлена в виде гра

[Back]