Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 32]

Анализируя творчество И.А.
Бунина, А.П.
Чехова, Л.Н.
Толстого, Д.И.
Кирнос пишет: «Творческое мышление представляется на двух уровнях: неосознанном, где ведущую роль занимают эмоционально-аффективные состояния, и уровне сознания, где очевидно проявление таких психических форм, как мышление и воля.
Творческая установка личности на неосознанном уровне представляется эвристической программой, тесно связанной с механизмами обратной связи, в которых учтено влияние эмоций.
Видение мира под тем или иным «углом зрения», отбор жизненных деталей, фактов на начальном этапе творческого процесса управляется эмоциональным отношением чувства, эмоциональные состояния, перестраивая систему поведения, создают, независимо от того, осознаются ли они в данный момент, направленность внимания, стремление реагировать определенным образом.
Сознательный уровень творческого мышления проявляется в стремлении к определенной деятельности.
Сознательный характер носит тренировка в наблюдательности над окружающей действительностью и над своими чувствами.
При этом осознанные и неосознанные моменты взаимодействуют; осознанные в период становления волевые устремления, обучения, наблюдательность, творческая манера переходят в сферу бессознательного, то есть реализация своего отношения к миру и людям становятся привычкой» [93,С.120].
Он также отмечает, что установка
на творчество, сформировавшаяся на основе прошлой деятельности, появляется в виде постоянной потребности к новому творчеству.
Эта потребность, тесно переплетаясь и взаимодействуя со всеми формами психики сознанием, волей, воображением, памятью, сказывается на всех этапах творческого процесса.
Эмоциональное восприятие не может не сказываться на становлении мироощущения и мировоззрения.
Последнее обуславливает волевую установку на творчество, то есть установку на осознанном уровне.
«Направленность личности художника, выступая регулятором психических процессов, фиксирует в его сознании факты, определенным
[стр. 35]

Как показывают исследования Н.А.
Менчинской, Г.С.
Костюка, З.И.
Калмыковой, С.Ф.
Жуйкова, Т.В.
Кудрявцева и других, в творческой деятельности огромное значение играет вся личность в целом.
Ими исследованы пути формирования творческих способностей учащихся, активизации их мыслительной деятельности, способы активизации учебного процесса.
Другие исследователи изучают дневниковые записи, воспоминания, произведения искусства, документы биографического характера творческих личностей, признанных обществом.
Анализируя творчество И.А.
Бунина, А.П.
Чехова, Л.Н.
Толстого, Д.И.
Кирнос пишет: «Творческое мышление представляется на двух уровнях: неосознанном, где ведущую роль занимают эмоционально-аффективные состояния, и уровне сознания, где очевидно проявление таких психических форм, как мышление и воля.
Творческая установка личности на неосознанном уровне представляется эвристической программой, тесно связанной с механизмами обратной связи, в которых учтено влияние эмоций.
Видение мира под тем или иным «углом зрения», отбор жизненных деталей, фактов на начальном этапе творческого процесса управляется эмоциональным отношением чувства, эмоциональные состояния, перестраивая систему поведения, создают, независимо от того, осознаются ли они в данный момент, направленность внимания, стремление реагировать определенным образом.
Сознательный уровень творческого мышления проявляется в стремлении к определенной деятельности.
Сознательный характер носит тренировка в наблюдательности над окружающей действительностью и над своими чувствами.
При этом осознанные и неосознанные моменты взаимодействуют; осознанные в период становления волевые устремления, обучения, наблюдательность, творческая манера переходят в сферу бессознательного, то есть реализация своего отношения к миру и людям становятся привычкой» (93,с.
120).
Он также отмечает, что установ


[стр.,36]

ка на творчество, сформировавшаяся на основе прошлой деятельности, появляется в виде постоянной потребности к новому творчеству.
Эта потребность, тесно переплетаясь и взаимодействуя со всеми формами психики сознанием, волей, воображением, памятью, сказывается на всех этапах творческого процесса.
Эмоциональное восприятие не может не сказываться на становлении мироощущения и мировоззрения.
Последнее обуславливает волевую установку на творчество, то есть установку на осознанном уровне.
«Направленность личности художника, выступая регулятором психических процессов, фиксирует в его сознании факты, определенным
образом укладывающиеся в общую тенденцию отношения к действительности.
Общей тенденции отношения к действительности подчинено внимание, воображение, память, интуиция.
Такая направленность психических процессов и создает «угол зрения» на мир, лицо художника.
Взаимодействие каждого человека с действительностью, тем более художника, начинается с эмоционального отношения» (96,с.24).
«Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которой она по преимуществу воспринимает мир» (100,с.
19).
Третье направление исследований направленно на изучение креативности («творческости») как вида одаренности, а значит черты личности.
При этом одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Так, А.М.
Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности творческая: «если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности» (92,с.30).
Американский психолог Дж.
Рензулли разработал «трехкольцевую модель одаренности», созданную на основе изучения одаренных детей и

[Back]