Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 33]

33 образом укладывающиеся в общую тенденцию отношения к действительности.
Общей тенденции отношения к действительности подчинено внимание, воображение, память, интуиция.
Такая направленность психических процессов и создает «угол зрения» на мир, лицо художника.
Взаимодействие каждого человека с действительностью, тем более художника, начинается с эмоционального отношения» [96,С.24].
«Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которой она по преимуществу воспринимает мир» [100,С.19].
Третье направление исследований направленно на изучение
9 креативности («творческости») как вида одаренности, а значит черты личности.
При этом одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Так, А.М.
Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности творческая: «если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности» [92, С.30].
Американский психолог Дж.
Рензулли разработал «трехкольцевую модель одаренности», созданную на основе изучения одаренных детей и
взрослых.
Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего,
I усиленную мотивацию и «творческость» (рис.
1.).
Из признания такой структуры следует, что различия по умственной одаренности не сводятся к различиям по ее величине, различными могут быть соотношения «составляющих», относительная роль каждой из них.

Рис.
1.
Трехкольцевая модель одаренности.
1.
интеллектуальные способности выше среднего уровня; 2.увлеченность задачей; 3.
творческие способности.
[стр. 36]

ка на творчество, сформировавшаяся на основе прошлой деятельности, появляется в виде постоянной потребности к новому творчеству.
Эта потребность, тесно переплетаясь и взаимодействуя со всеми формами психики сознанием, волей, воображением, памятью, сказывается на всех этапах творческого процесса.
Эмоциональное восприятие не может не сказываться на становлении мироощущения и мировоззрения.
Последнее обуславливает волевую установку на творчество, то есть установку на осознанном уровне.
«Направленность личности художника, выступая регулятором психических процессов, фиксирует в его сознании факты, определенным образом укладывающиеся в общую тенденцию отношения к действительности.
Общей тенденции отношения к действительности подчинено внимание, воображение, память, интуиция.
Такая направленность психических процессов и создает «угол зрения» на мир, лицо художника.
Взаимодействие каждого человека с действительностью, тем более художника, начинается с эмоционального отношения» (96,с.24).
«Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которой она по преимуществу воспринимает мир» (100,с.
19).
Третье направление исследований направленно на изучение
креативности («творческости») как вида одаренности, а значит черты личности.
При этом одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Так, А.М.
Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности творческая: «если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности» (92,с.30).
Американский психолог Дж.
Рензулли разработал «трехкольцевую модель одаренности», созданную на основе изучения одаренных детей и


[стр.,37]

взрослых.
Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего,
усиленную мотивацию и «творческость» (рис.1.1.2.).
Из признания такой структуры следует, что различия по умственной одаренности не сводятся к различиям по ее величине, различными могут быть соотношения «составляющих», относительная роль каждой из них.

1 .интеллектуальные способности выше среднего уровня; 2.
увлеченность задачей; 3.
творческие способности.

Рис.
1.1.2.
Исследователи отмечают, что этой моделью удобно пользоваться на практике, анализируя одаренность ребенка.
При этом очень существенно, что каждая из «составляющих», как и проявления одаренности в целом, несет на себе печать возраста растущего человека (13,17,71,88,91).
В связи с этим коллектив авторов, изучающих психологию одаренности детей и подростков, говорят о «специфике детства» (50).
Специфика детства проявляется в меняющихся, возрастных проявлениях интеллекта, то есть выступают те собственно индивидуальные, межвозрастные свойства, которым предстоит укорениться, развиться.
Среди детей с высоким уровнем интеллекта даже в дошкольном и младшем возрастах можно встретить выраженных «счетчиков», «биологов», «книгочеев», хотя чаще их умственные пристрастия бывают разносторонними и переменчивыми.
Таким образом, уже с раннего возраста могут обнаружиться сложность индивидуальной структуры интеллекта, его более общие и более специальные проявления, соотношение между которыми может иметь важное значение для дальнейшего развития.

[Back]