Нередко дети с опережающим умственным развитием сами придумывают для себя развлекательно-игровые дела. Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. «Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. В самом деле, новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности» [50,С. 115]. Высокая умственная активность обнаруживается, в частности, в легкости возникновения новых (иногда не только для самого ребенка) ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты мышления, которые несут на себе печать оригинальности, вероятно, в значительной мере объясняются и нехваткой у них закрепившихся способов анализа, готовых штампов, новизной для них умственной работы. Можно ли считать такого рода проявления творческими? Да, если иметь в виду не обязательно значимость того, что при этом создается, а самый поиск, собственную инициативу ребенка. Таким образом, и те признаки «творческости», которые отличают детей с ранним умственным подъемом, представляют собой усиленные проявления особенностей ума, свойственных всем детям. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. В концепции К. Тейлора первоначально были две области академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность распалась на восемь видов: она может проявляться в продуктивном мышлении, принятии решений, прогнозировании, общении, планировании, воплощении при исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей. Последние три таланта (в терминологии К. Тейлора) существенны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта |
38 Среди особенностей детей с ускоренным умственным развитием очень заметна их чрезвычайная способность к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Они впитывают, присваивают огромный объем информации, зачастую улавливая не столько ее содержание, сколько более доступную им «форму», отдельные выражения, формулировки. В этом обнаруживается своеобразный формализм их умственной деятельности. Характерно, что формализм познавания может сочетаться у них с вольной игрой воображения с неожиданными ассоциациями, обобщениями. Творческая сторона активности проявляется у такого ребенка в том, что он может быть очень изобретателен в занятиях: усвоение нового вызывает у него встречную активность ему хочется не только познавать, получать впечатления, но он склонен по-своему отзываться на них, пробовать, достигать чего-то необычного (50,135). Нередко дети с опережающим умственным развитием сами придумывают для себя развлекательно-игровые дела. Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. «Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. В самом деле, новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности» (50,с. 115). Высокая умственная активность обнаруживается, в частности, в легкости возникновения, новых (иногда не только для самого ребенка) ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты мышления, которые несут на себе печать оригинальности, вероятно, в значительной мере объясняются и нехваткой у них закрепившихся способов анализа, готовых штампов, новизной для них умственной работы. Можно ли считать такого рода проявления творческими? Да, если иметь в виду не обязательно значимость того, что при этом создается, а самый поиск, собственную инициативу ребенка. Таким образом, и те признаки «творческости», которые отличают детей с ранним умственным подъемом, представляют собой усиленные проявления особенностей ума, свойственных всем детям. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. В концепции К. Тейлора первоначально были две области академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность распалась на восемь видов: она может проявляться в продуктивном мышлении, принятии решений, прогнозировании, общении, планировании, воплощении при исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей. Последние три таланта (в терминологии К. Тейлора) существенны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта трактуются довольно узко. Например, общение понимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были понятны другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения, скрытые от других (142). В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М. Теплова, который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей идет речь, а о широте самой одаренности (171). Согласно концепции многосторонности таланта все таланты могут быть присущи одному человеку. В силу разной степени выраженности они |