Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 36]

трактуются довольно узко.
Например, общение понимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были понятны другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения, скрытые от других [142].
В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет дальше.
В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.
Теплова, который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях.
Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей идет речь, а о широте самой одаренности [171].
Согласно концепции многосторонности таланта все таланты могут быть присущи одному человеку.
В силу разной степени выраженности они
составляют его неповторимый профиль.
В то же время каждый из талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей [111].
В свою очередь мы признаем правомерность изложенных точек зрения и разделяем позицию Г.В.
Бурменской и В.М.
Слуцкого, считая, что ключевым моментом в развитии творческой личности являются мотивация и жизненные цели.
Именно они, как нам кажется, определяют направление движения человека.

Изучая проблему творчества, многие авторы говорят о его видах.
Авторы, исследуя данную проблему, предлагают различные классификации.
Следующие виды творчества выделяет М.И.
Махмутов:
«научное» творчество это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т.
д.;
практическое творчество поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование; художественное творчество это художественное отображение
[стр. 39]

анализа, готовых штампов, новизной для них умственной работы.
Можно ли считать такого рода проявления творческими? Да, если иметь в виду не обязательно значимость того, что при этом создается, а самый поиск, собственную инициативу ребенка.
Таким образом, и те признаки «творческости», которые отличают детей с ранним умственным подъемом, представляют собой усиленные проявления особенностей ума, свойственных всем детям.
Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида.
В концепции К.
Тейлора первоначально были две области академическая и творческая одаренность.
Затем творческая одаренность распалась на восемь видов: она может проявляться в продуктивном мышлении, принятии решений, прогнозировании, общении, планировании, воплощении при исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей.
Последние три таланта (в терминологии К.
Тейлора) существенны для того, чтобы привести идеи в действие.
Проявления таланта трактуются довольно узко.
Например, общение понимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были понятны другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения, скрытые от других (142).
В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет дальше.
В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.
Теплова, который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях.
Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей идет речь, а о широте самой одаренности (171).
Согласно концепции многосторонности таланта все таланты могут быть присущи одному человеку.
В силу разной степени выраженности они


[стр.,40]

составляют его неповторимый профиль.
В то же время каждый из талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей (111).
В свою очередь мы признаем правомерность изложенных точек зрения и разделяем позицию Г.В.
Бурменской и В.М.
Слуцкого, считая, что ключевым моментом в развитии творческой личности являются мотивация и жизненные цели.
Именно они, как нам кажется, определяют направление движения человека.

Виды творчества Изучая проблему творчества, многие авторы говорят о его видах.
Авторы, исследуя данную проблему, предлагают различные классификации.
Следующие виды творчества выделяет М.И.
Махмутов:
1) «научное» творчество это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т.
д.

2) практическое творчество поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование.
3) художественное творчество это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения и т.
д.
(94).
Некоторые авторы проводят аналогию между видами творчества и видами интеллекта.
В связи с этим определены такие виды: 1) Лингвистический вид способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
2) Музыкальный способности исполнять, сочинять музыку и получать от нее удовольствие (муз.
исполнитель, композитор).


[стр.,165]

развитии творческой личности являются мотивация и жизненные цели человека.
Обобщая изложенное о видах творчества, мы считаем, что в начальной школе имеют место следущие виды: "научное" творчество это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т.
д.,практическое творчество поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, художественное творчество это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения и т.
д.
Процесс творчества имеет несколько уровней.
В процессе обучения необходимо готовить всех учащихся к творчеству второго уровня, который выражается в дальнейшем развитии учащимися известного им материала.
З.В существующих условиях в образовании возрастает роль школы по подготовке каждого учащегося к самостоятельной творческой деятельности.
Для развития творческих способностей младших школьников важно, чтобы деятельность учителя состояла из следующих взаимосвязанных компонентов: целеполагание; определение содержания; отбор организационных форм; выбор методов и средств; анализ деятельности.
Системообразующим фактором деятельности учителя является целеполагание.
Данная деятельность имеет ряд особенностей: 1) структурные компоненты целей таковы: цель-проект, цель-процесс, цель-результат; 2) содержание учебного материала обогащается новыми темами и представляется в виде блоков; 3) развитие творческих способностей в начальной школе требует организации групповой работы; 4) приоритетными являются методы проблемный, эвристический и исследовательский; 5) параметры анализа деятельности учителя таковы: соответ

[Back]