J1.C. Выготский пишет о развитии детского творчества и о его видах: литературном, театральном и художественном (рисовании). Некоторые авторы (Ю.Б. Алиев, Л.П. Барышникова, H.A. Кушаев) говорят о необходимости развития музыкального творчества. Ю.С. Столяров большое внимание уделяет развитию технического творчества школьников. Многочисленные исследования психологов и педагогов подтвердили, что дети младшего школьного возраста вполне свободно могут конструировать, сочинять рассказы, стихи, рисовать и т.п., то есть им присущи такие виды творчества практическое и художественное. Согласно периодизации детства, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным, ведущей деятельностью младших школьников является учебная. В процессе учебной деятельности дети под руководством учителя проводят теоретические исследования, открывают новые правили, законы и т.д. Таким образом, младшие школьники способны заниматься также и «научным» творчеством. В исследованиях ряд авторов утверждают о необходимости различать уровни творческой деятельности. Так, например, Э.М. Мирский высказывает мысль о том, что творчество процесс многоуровневый [98]. М.И. Махмутов уделяет большое внимание самостоятельности и на ее основе говорит об уровнях творчества. Он пишет: «Степень полноты самостоятельности определяет уровни творчества низкий, средний, высокий» [94,С.134]. Некоторые авторы различают, по крайней мере, два его уровня. Первый, высокий, состоит в совершении революции в данной области, в коренном перевороте в понимании системы знаний и их приложении. Второй, более низкий; выражается в дальнейшем развитии известного. В связи с этим, мы придерживаемся точки зрения И.Я. Лернера, который заключает: «Не ставя цели сформировать у школьников первый уровень творчества, школа может и должна готовить всех к творчеству второго |
3) Логико-математический способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый). 4) Пространственный способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (инженер, архитектор, хирург). 5) Телесно-кинестезический способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик). Личностный имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно это интраличностный и интерличностный интеллект. 6) Интраличностный способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (писатель). 7) Интерличностный способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт) (111). Л.С. Выготский пишет о развитии детского творчества и о его видах: литературном, театральном и художественном (рисовании). Некоторые авторы (Ю.Б. Алиев, Л.П. Барышникова, H.A. Кушаев) говорят о необходимости развития музыкального творчества. Ю.С. Столяров большое внимание уделяет развитию технического творчества школьников. Многочисленные исследования психологов и педагогов подтвердили, что дети младшего школьного возраста вполне свободно могут конструировать, сочинять рассказы, стихи, рисовать и т.п., то есть им присущи такие виды творчества практическое и художественное. Согласно периодизации детства, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным, ведущей деятельностью младших школьников является учебная. В процессе учебной деятельности дети под руководством учителя проводят теоретические исследования, открывают новые правили, законы и т.д. Таким образом, младшие школьники способны заниматься также и «научным» творчеством. Уровни творчества В исследованиях ряд авторов утверждают о необходимости различать уровни творческой деятельности. Так, например, Э.М. Мирский высказывает мысль о том, что творчество процесс многоуровневый (98). М.И. Махмутов уделяет большое внимание самостоятельности и на ее основе говорит об уровнях творчества. Он пишет: «Степень полноты самостоятельности определяет уровни творчества низкий, средний, высокий» (94,с.134). Некоторые авторы различают, по крайней мере, два его уровня. Первый, высокий, состоит в совершении революции в данной области, в коренном перевороте в понимании системы знаний и их приложении. Второй, более низкий; выражается в дальнейшем развитии известного. В связи с этим, мы придерживаемся точки зрения И.Я. Лернера, который заключает: «Не ставя цели сформировать у школьников первый уровень творчества, школа может и должна готовить всех к творчеству второго уровня, ибо в разных масштабах оно возможно и необходимо в любой сфере приложения человеческих сил» (77,с.80). Резюме 1.Психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности, мы определяем как творческие способности. К ним, по нашему мнению, относятся: дивергентное мышление (беглость, оригинальность, точность, гиб |