уровня, ибо в разных масштабах оно возможно и необходимо в любой сфере приложения человеческих сил» [77,С.80]. Резюме 1. Психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности, мы определяем как творческие способности. К ним, по нашему мнению, относятся: дивергентное мышление (беглость, оригинальность, точность, гибкость), воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества. 2.Этапами процесса творческой деятельности младших школьников являются: а)накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б)рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в)реализация версий, идей, образов; г)проверка найденных вариантов, их отбор. 3. Продукт творчества есть «нечто новое», оригинальное, «никогда раннее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей. Для процесса обучения очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то есть новое для учащихся, но не для общества. 4.По вопросу о важнейших чертах творческой личности мы разделяем точку зрения исследователей Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. Говоря о таланте, одаренности к творчеству, мы считаем, что ключевым моментом в развитии творческой личности являются мотивация и жизненные цели человека. 5.Обобщая изложенное о видах творчества, применительно к нашему объекту исследования, мы придерживаемся точки зрения М.И. Махмутова, условно выделив: • «научное» творчество это теоретическое исследование, то есть поиск |
I I целями и задачами; оценка достигнутых результатов и корректирующие воздействия педагога. 2. Эффективность развития творческих способностей младших школьников повышается при соответствующей совокупности педагогических условий, а именно: а) обогащение содержания проблемными заданиями и задачами «открытого типа», б) включение учащихся в творческую деятельность, используя специфические методы, в) осуществление диагностики и коррекции творческих способностей учащихся. Защищаемые положения определяют теоретическую значимость и научную новизну исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и конкретизации следующих понятий: «творческая деятельность младших школьников», «творческие способности младших школьников». Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем: •Выявлены творческие способности, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся: воображение, дивергентное мышление (беглость, гибкость, оригинальность, точность), самостоятельность, мотивация различных этапов творчества. •Определены содержание, структура и особенности творческой деятельности у младших школьников. Творческая деятельность представляет собой процесс, этапами которого являются: а) накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б) рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в) реализация версий, идей, образов; г) проверка найденных вариантов, их отбор. Продукт творчества есть «нечто новое», оригинальное, «никогда раннее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, кость), воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества. 2.Этапами процесса творческой деятельности младших школьников являются: а)накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б)рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в)реализация версий, идей, образов; г)проверка найденных вариантов, их отбор. 3. Продукт творчества есть «нечто новое», оригинальное, «никогда раннее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей. Для процесса обучения очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то есть новое для учащихся, но не для общества. 4.По вопросу о важнейших чертах творческой личности мы разделяем точку зрения исследователей Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. Говоря о таланте, одаренности к творчеству, мы считаем, что ключевым моментом в развитии творческой личности являются мотивация и жизненные цели человека. 5.0бобщая изложенное о видах творчества, применительно к нашему объекту исследования, мы придерживаемся точки зрения М.И. Махмутова, условно выделив: •«научное» творчество это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т. д. •практическое творчество поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование. ют развитию творческой деятельности. Также в задачи нашего исследования входило выявление особенностей деятельности учителя по развитию творческих способностей младших школьников. Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы: 1. Проблема развития творческих способностей требует своего решения. Ее актуальность обусловлена потребностью общества и школы в целом в самостоятельных творческих личностях, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике начальной школы. 2. Развитие творческих способностей в начальной школе во многом зависит от общетеоретических взглядов ученых на сущность понятий. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, мы определяем творческие способности как психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся: дивергентное мышление (беглость, оригинальность, точность, гибкость), воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества. Этапами процесса творческой деятельности младших школьников являются: а)накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи; б)рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; в)реализация версий, идей, образов; г)проверка найденных вариантов, их отбор. Продукт творчества есть "нечто новое", оригинальное, "никогда раннее не бывшее", это может быть "вещь" материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей. Для процесса обучения очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то есть новое для учащихся, но не для общества. Говоря о таланте, одаренности к творчеству, мы считаем, что ключевым моментом в |