43 деятельности Для осуществления реального творческого процесса, по мнению В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, необходимо формирование для каждого школьника индивидуальной зоны-ситуации творческого развития. Она выступает и в качестве условия продуктивной деятельности учащегося, и в качестве стимулятора активной учебной работы и нравственного становления. «Зона творческого развития (ЗТР) -это та основа, на которой строится педагогический процесс» [57,С. 14]. По мнению авторов, общие педагогические задачи, которые ставит перед собой и перед воспитанником педагог, должны стать задачами самовоспитания и самообразования. Ц Педагогическая задача, по существу, не является задачей педагога «в чистом виде». Она должна включать в себя и те задачи, которые ставит перед собой учащийся. Таким образом, мы считаем, что целеполагание имеет следующие этапы: 1. Выбор или формулировка целей. 2. Принятие целей. 3. Проверка правильности выбора. 4. Корректировка целей. 5. Оценка достижения частных целей. 6. Оценка достижения общей цели. } Структурные компоненты целей таковы: • цель-проект: развитие творческих способностей младших школьников; • цель-процесс: овладение учащимися этапами творческой деятельности; • цель-результат: создание продукта творчества учащимися. 7. Определение содержания в процессе развития творческих способностей учащихся начальных классов. Под содержанием в процессе формирования творческой |
своего творческого и, шире, личностного потенциала. ^Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний, самооценки. 5.Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности в соразвитии, совместном развитии, развитие себя через развитие другого (124). И.П. Раченко определяет такие этапы целеобразования: 1. Выбор или формулировка целей. 2. Принятие целей. 3. Проверка правильности выбора. 4. Корректировка целей. 5. Оценка достижения частных целей. 6. Оценка достижения общей цели (143). Автор предлагает следующую иерархию целей: •цель-проект; •цель-процесс; •цель-результат. Для реализации развития творческих способностей эта иерархия нам кажется более удачной. Исходя из определения творческой деятельности младших школьников, данного нами в первом параграфе и вышеизложенной иерархии целей, целеполагание в процессе формирования творческой деятельности младших школьников мы представляем в виде схемы ( схема 1.2.2.). деятельности учащегося, и в качестве стимулятора активной учебной работы и нравственного становления. «Зона творческого развития (ЗТР) это та основа, на которой строится педагогический процесс» (57,с.14). По мнению авторов, общие педагогические задачи, которые ставит перед собой и перед воспитанником педагог, должны стать задачами самовоспитания и самообразования. Педагогическая задача, по существу, не является задачей педагога «в чистом виде». Она должна включать в себя и те задачи, которые ставит перед собой учащийся. Таким образом, мы считаем, что целеполагание имеет следующие этапы: 1. Выбор или формулировка целей. 2. Принятие целей. 3. Проверка правильности выбора. 4. Корректировка целей. 5. Оценка достижения частных целей. 6. Оценка достижения общей цели. Структурные компоненты целей таковы: •цель-проект: развитие творческих способностей младших школьников; •цель-процесс: овладение учащимися этапами творческой деятельности; •цель-результат: создание продукта творчества учащимися. Б. Определение содержания в процессе развития творческих способностей учащихся начальных классов. Под содержанием в процессе формирования творческой деятельности, мы понимаем те элементы человеческой культуры, и прежде всего ценности, в освоении и развитии которых растущими людьми заключена суть воспитания и развития. леполагание. Каждый из компонентов имеет свои особенности: 1. Структурные компоненты целей таковы: •цель-проект: развитие творческих способностей младших школьников; •цель-процесс: овладение учащимися этапами творческой деятельности; •цель-результат: создание продукта творчества учащимися. 2. При определении содержания для развития творческих способностей младших школьников необходимо расширение изучаемой области новыми темами и представление содержания в виде блоков уроков,занятий. 3. Развитие творческих способностей в начальной школе требует организации групповой работы, что позволяет учащимся проявить немалую долю самостоятельности и снять возможные психологические барьеры. Рассматривая содержательную сторону организационной формы, учитывая возрастные особенности младших школьников, мы отдаем предпочтение дидактическим и сюжетно-ролевым играм. 4. В процессе развития творческих способностей приоритетными являются методы проблемный, эвристический и исследовательский. Эти методы реализуются на разном уровне сложности как предметного содержания, так и процессуальной стороны обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся. 5. Параметры анализа деятельности учителя по развитию творческих способностей младших школьников таковы: соответствие формулировки целей особенностям ситуации; качество разработки и выполнения программы действий в соответствии с целями и задачами; оценка достигнутых результатов и корректирующие воздействия педагога. |