Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 53]

Влияют и формы учебного сотрудничества, которые они разделяют на три группы: 1) фронтальная, тяготеющая к прямому взаимодействию учителя с отдельными учениками; 2) "коллективно-распределенная, где общение учителя с учеником опосредствованно общением учителя с группой совместно работающих детей; 3) дискуссионная (или фронтально-коллективное сотрудничество), сочетающее прямое взаимодействие учителя с учеником и взаимодействие учителя с группой учащихся и занимающее промежуточное положение между первыми двумя формами учебного сотрудничества [181].
Таким образом, рассмотрев оба направления исследований форм, мы делаем вывод: учителю необходимо разумно сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы, ибо при правильной организации каждая из них имеет свое ценное значение, не восполняемое другими формами.
Однако, как отмечают многие исследователи, для осуществления процесса творческой деятельности в начальной школе велика роль организации групповой работы.
Еще раз подчеркнем, что именно групповая работа позволяет проявить немалую долю самостоятельности и снять возможные психологические барьеры.
Что же касается содержательной стороны организационной формы, здесь педагогу предоставляется очень широкий выбор; учитывая возрастные особенности младших школьников, отдается предпочтение дидактическим и сюжетно-ролевым играм.
Г.
Выбор методов для развития творческих способностей учащихся начальных классов.
Выбор тех или иных методов, средств, приемов, их сочетание в процессе воспитания зависят от содержания деятельности, от конкретных условий, обстановки, ситуации.
На основе глубокого анализа опыта воспитательной работы A.C.
Макаренко подчеркивал: «Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы.
Никакое средство вообще, какое бы мы не взяли, не может быть признано ни хорошим ни плохим, если мы рассматриваем его
[стр. 59]

творческий процесс помогает работа в группе.
При совместной деятельности снимаются исходные установки некоторых участков на невозможность решить поставленную задачу.
Взаимное стимуляция партнеров приводит к повышению у них уровню познавательной мотивации, что позволяет поддерживать творческую направленность усилий дольше, чем при индивидуальной работе» (35,с.56).
В.В.
Гузеев выделяет следующие правила групповой работы: 1.
Состав группы определяется дидактическими, психологическими и управленческими целями учителя и зависит от результатов контроля.
2.
Каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится для решения предложенной задачи.
3.
Группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах.
При этом не всегда важно, решена ли задача.
Процесс важнее результата.
4.
Представитель группы для отчета назначается учителем в момент отчета.
5.
Оценка за работу группы выставляется всем ее ученикам одна и та же (34).
В.В.
Гузеев также вводит понятие «информационный режим» и определяет характерный вид режима для таких организационных форм: самостоятельная работа, лекция, беседа.
Учитывая возрастные особенности младшего школьника, Г.А.
Цукерман, Е.Ю.
Зоткина, на основе проводимого ими эксперимента утверждают, что одно только изменение содержания является недостаточным условием.
Влияют и формы учебного сотрудничества, которые они разделяют на три группы: 1) фронтальная, тяготеющая к прямому взаимодействию учителя с отдельными учениками; 2)
‘коллективно-распределенная, где общение учителя с учеником

[стр.,60]

опосредствованно общением учителя с группой совместно работающих детей; 3) дискуссионная (или фронтально-коллективное сотрудничество), сочетающее прямое взаимодействие учителя с учеником и взаимодействие учителя с группой учащихся и занимающее промежуточное положение между первыми двумя формами учебного сотрудничества (181).
Таким образом, рассмотрев оба направления исследований форм, мы делаем вывод: учителю необходимо разумно сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы, ибо при правильной организации каждая из них имеет свое ценное значение, не восполняемое другими формами.
Однако, как отмечают многие исследователи, для осуществления процесса творческой деятельности в начальной школе велика роль организации групповой работы.
Еще раз подчеркнем, что именно групповая работа позволяет проявить немалую долю самостоятельности и снять возможные психологические барьеры.
Что же касается содержательной стороны организационной формы, здесь педагогу предоставляется очень широкий выбор; учитывая возрастные особенности младших школьников, отдается предпочтение дидактическим и сюжетно-ролевым играм.
Г.
Выбор методов для развития творческих способностей учащихся начальных классов.
Выбор тех или иных методов, средств, приемов, их сочетание в процессе воспитания зависят от содержания деятельности, от конкретных условий, обстановки, ситуации.
На основе глубокого анализа опыта воспитательной работы A.C.
Макаренко подчеркивал: «Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы.
Никакое средство вообще, какое бы мы не взяли, не может быть признано ни хорошим ни плохим, если мы рассматриваем его
отдельно от других средств, от целой

[Back]