Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 73]

понимается установление сходного) ввел в процесс решения задач У.Гордон, автор метода "синектнка".
В процессе решения для активизации мышления и управления им Гордон предлагает использовать четыре вида аналогии: •прямая аналогия предлагает рассмотреть методы, которые применяются в других отраслях науки и техники, т.е.
ознакомиться с тем, как там решаются аналогичные задачи; •личная аналогия, или эмпатия предлагает
"вжиться" в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений найти и предложить наиболее оптимальный вариант решения; •символическая аналогия нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта; •фантастическая аналогия предлагает изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, а также поискать решение в фантастической литературе.
Как видно, повышение управляемости творческим процессом происходит за счет детализации понятия аналогия с целью охватить все поле поиска возможного нахождения аналогичных объектов.
Подобная
детализация придает методу достаточную инструментальность и позволяет использовать его в учебном процессе, в том числе и для младших школьников.
Отсрочка.
Если задача не поддается решению, надо отложить ее и заняться чем-то другим.
Спустя некоторое время, вернувшись к задаче, человек иногда сразу же видит решение.
Мозговой штурм.
Используется как групповой метод решения
[стр. 83]

Комбинирование как возможность систематизировать процесс перебора вариантов суть метода морфологического анализа, разработанного в 30-е годы швейцарским астрофизиком Ф.
Цвикки.
В основе метода выбор важнейших характеристик будущего объекта или технологии и их систематизированный перебор.
Новое сочетание этих характеристик позволяет получить новый объект или новое свойство.
Аналогизирование как осознанный поиск аналогий (под аналогией понимается установление сходного) ввел в процесс решения задач У.
Гордон, автор метода
“синектика”.
В процессе решения для активизации мышления и управления им Гордон предлагает использовать четыре вида аналогии: •прямая аналогия предлагает рассмотреть методы, которые применяются в других отраслях науки и техники, т.е.
ознакомиться с тем, как там решаются аналогичные задачи; •личная аналогия, или эмпатия предлагает
“вжиться” в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений найти и предложить наиболее оптимальный вариант решения; •символическая аналогия нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта; •фантастическая аналогия предлагает изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, а также поискать решение в фантастической литературе.
Как видно, повышение управляемости творческим процессом происходит за счет детализации понятия аналогия с целью охватить все поле поиска возможного нахождения аналогичных объектов.
Подобная


[стр.,84]

детализация придает методу достаточную инструментальность и позволяет использовать его в учебном процессе, в том числе и для младших школьников.
Отсрочка.
Если задача не поддается решению, надо отложить ее и заняться чем-то другим.
Спустя некоторое время, вернувшись к задаче, человек иногда сразу же видит решение.
Мозговой штурм.
Используется как групповой метод решения
проблем, активизирующий творческую мысль.
Правила применения данного метода рассмотрены во второй главе.
Установление принудительных взаимоотношений.
Суть попытаться установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад (между одной проблемой и несколькими словами или между одним словом и несколькими проблемами).
Постановка вопросов.
Сущность этого метода в том, чтобы сформулировать как можно больше вопросов, относящихся к данному объекту, и постараться найти ответы на них.
Перенос функций одного объекта на другой суть одного из первых методов технического творчества, разработанного в двадцатые годы профессором Берлинского университета Ф.
Кунце (метод каталога).
В 50-е годы метод был усовершенствован Ч.
Вайтингом и получил название метода фокальных объектов.
В основе метода лежит искусственное наделение объекта, который нужно усовершенствовать, признаками других, случайных объектов.
При этом новые признаки придают усовершенствованному объекту новые свойства, что обеспечивает ему возможность выполнять новые функции (198).
Существуют также некоторые вспомогательные методы, например, фиксация.
Очень важно всегда иметь при себе средство для записи мелькнувшей мысли.
Желательно фиксировать каждую идею, как только она придет в голову.

[Back]