Проверяемый текст
Уварина, Наталья Викторовна; Развитие творческих способностей у младших школьников (Диссертация 1999)
[стр. 76]

выявление способностей к дивергентному мышлению.
Эти тесты не предполагают определенного числа ответов.
В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.
Помимо тестов для определения творческих способностей используются специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей.
Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям.
Для анализа творческих достижений обычно используются оценки экспертов: ученых для научных работ, художников для картин и рисунков, инженеров для технических изобретений.
Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном обсуждении
[1,С.13].
Диагностика и коррекция процессы взаимосвязанные.
На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.
Основой для разработки коррекционных упражнений могут служить задания из тестовых батарей П.
Торренса и другие виды методик.
Программа диагностически и примеры коррекционных занятий нами представлены во второй главе.

Таким образом, в развитии творческих способностей младших школьников необходима реализация системно-деятельностного подхода.
Именно системно-деятельностный подход рассматривает объекты как педагогические системы, обеспечивает включение всех участников педагогического процесса в совместную творческую деятельность.

Мы считаем, что условиями эффективного развития творческих способностей учащихся начальной школы являются: 1.
Информационное условие обогащение содержания проблемными задачами и заданиями «открытого типа».
2,Организационное условие включение учащихся в различные виды
[стр. 75]

усложнения деятельности и ее компонентов, развития творческих способностей учащихся.
Таким образом, необходим, деятельностный подход к изучению и осуществлению развития творчексих способностей учащихся.
Анализируя рассмотренные выше подходы, мы пришли к выводу о том, что для решения исследуемой нами проблемы необходим синтез двух подходов системного и деятельностного.
Следовательно, для развития творческих способностей учащихся необходима реализация системно-деятельностного подхода.
Именно системно-деятельностный подход рассматривает объекты как педагогические системы, обеспечивает включение всех участников педагогического процесса в совместную творческую деятельность
и является необходимым условием в развитии творческих способностей младших школьников.
На необходимость осмысления понятия условия обращает внимание в своем исследовании Н.М.
Яковлева.
Она пишет, что рассмотрение категории условие по отношению к понятию среда ( обстановка ) неоправданно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогического явления (216).
Мы в данном исследовании не ставили целью анализировать полную совокупность объектов, составляющих среду данного объекта, поскольку в их число попадают и случайные объекты.
Известно, что условия могут выполнять как роль препятствия, так и фактора, обеспечивающие функционирование системы.
Наша задача состоит в выявлении комплекса необходимых и достаточных условий для эффективного развития творческих способностей младших школьников.
Под необходимыми и достаточными мы понимаем полный набор условий, из которых нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности данного явления.
Поэтому мы будем говорить о

[стр.,86]

сылки целостного формирования личности ( восприятие, внимание, память, мышление, воля, способности, темперамент и т.д.).
Отсюда следует, что диагностика выявленных нами творческих способностей, находится на стыке двух видов: психологической и педагогической диагностик.
Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж.
Гилфорда, выделившего два типа мышления: конвергентное и дивергентное.
Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному мышлению.
Эти тесты не предполагают определенного числа ответов.
В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.
Помимо тестов для определения творческих способностей используются специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей.
Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям.
Для анализа творческих достижений обычно используются оценки экспертов: ученых для научных работ, художников для картин и рисунков, инженеров для технических изобретений.
Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном обсуждении
(1,13).
Диагностика и коррекция процессы взаимосвязанные.
На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.
Основой для разработки коррекционных упражнений могут служить задания из тестовых батарей П.
Торренса и другие виды методик.
Программа диагностически и примеры коррекционных занятий нами представлены во второй главе.


[стр.,87]

87 Резюме Таким образом, в развитии творческих способностей младших школьников необходима реализация системно-деятельностного подхода.
Именно системно-деятельностный подход рассматривает объекты как педагогические системы, обеспечивает включение всех участников педагогического процесса в совместную творческую деятельность.
Мы считаем, что условиями эффективного развития творческих способностей учащихся начальной школы являются: 1.
Информационное условие обогащение содержания проблемными задачами и заданиями «открытого типа».
2.Организационное условие включение учащихся в различные виды
творческой деятельности, используя специфические методы: 1)синектика; 2)мозговой штурм; 3)установление принудительных взаимоотношений; 4)постановка вопросов; 5)перенос функций.
3.Диагностико-корректирующее условие осуществление диагностики и коррекции развития творческих способностей учащихся: дивергентного мышления, воображения, самостоятельности при выполнении творческих заданий, мотивации.
*

[Back]