2. Изучение уровня сформированное™ самостоятельности. 3. Изучение уровня развития воображения. 4. Изучение уровня сформированное™ творческой мотивации. 5. Наличие условий, необходимых и достаточных, для эффективного развития творческих способностей младших школьников. Первое направление проведения констатирующего этапа связано с изучением состояния развития дивергентного мышления. Как мы уже отмечали, само понятие творчества и его критериев остается все еще неопределенным и спорным. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда, предложившего в своей модели структуры интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Если конвергентное мышление это последовательный, логический процесс, протекающий строго «от ступени к ступени» и приводящий к единственному правильному, обусловленному исходными данными решению, то дивергентное мышление это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, менее ограниченный заданными фактами, допускающий изменение путей решения проблемы, отступающий от логической последовательности и приводящий к неожиданным выводам и результатам, к нескольким альтернативным решениям. Большинство психодиагностических тестов на творчество, в соответствии с этими взглядами, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению, то есть не предполагают определенного числа ответов, оценивают не их правильность, а степень соответствия заданию, поощряют поиск нетривиальных, необычных, неожиданных решений. В соответствии со своей моделью интеллекта Дж. Гилфорд разработал целую систему тестирования интеллекта, в том числе и дивергентной продуктивности. При этом показатели тестов, а именно: беглость, гиб |
На констатирующем этапе эксперимента работа велась по следующим направлениям: 1. Изучение состояния развития дивергентного мышления: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. 2. Изучение уровня сформированности самостоятельности. 3. Изучение уровня развития воображения. 4. Изучение уровня сформированности творческой мотивации. 5. Наличие условий, необходимых и достаточных, для эффективного развития творческих способностей младших школьников. Первое направление проведения констатирующего этапа связано с изучением состояния развития дивергентного мышления. Как мы уже отмечали, само понятие творчества и его критериев остается все еще неопределенным и спорным. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда, предложившего в своей модели структуры интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Если конвергентное мышление это последовательный, логический процесс, протекающий строго «от ступени к ступени» и приводящий к единственному правильному, обусловленному исходными данными решению, то дивергентное мышление это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, менее ограниченный заданными фактами, допускающий изменение путей решения проблемы, отступающий от логической последовательности и приводящий к неожиданным выводам и результатам, к нескольким альтернативным решениям. Большинство психодиагностических тестов на творчество, в соответствии с этими взглядами, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению, то есть не предполагают определенного числа ответов, оценивают не их правильность, а степень соответствия за данию, поощряют поиск нетривиальных, необычных, неожиданных решений. В соответствии со своей моделью интеллекта Дж. Гилфорд разработал целую систему тестирования интеллекта, в том числе и дивергентной продуктивности. При этом показатели тестов, а именно: беглость, гибкость и оригинальность вербального творческого мышления, в тестах П. Торренса определяются теми же факторами, что установлены в исследованиях Дж. Гилфорда. Для выявления развития дивергентного мышления мы применяли тесты из батареи П. Торренса на выявление креативности, анализировали выполнение творческих заданий. Беглость отражает способность к порождению большого числа словесно сформулированных идей и измеряется числом данных ответов, соответствующих требованиям теста. Беглость может отличаться в разных ответах и в разных заданиях одного теста и характеризует одно из проявлений продуктивности мышления. Поскольку продуктивность сильно связана с другими показателями творческого мышления, высокий уровень ее показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. Чем большее число альтернатив выдвигается и рассматривается в процессе поиска решения, тем выше вероятность не только решения проблемы, но и выбора наилучшего решения. Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Полезно оценивать этот показатель в отношении к беглости, т.к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом количестве выдвинутых идей. Эти стороны мышления достаточно независимы друг от друга, хотя беглость представляет собой верхнюю границу для гибкости. |