тересных фактов из истории изучаемых наук, отсутствует материал о современных достижениях человечества. Ликвидация этих и подобных пробелов ложится на плечи учителя. Анкетирование учителей показало, что лишь 15% педагогов приобретают дополнительную литературу к урокам, и всего 20% учителей постоянно посещает библиотеки для подготовки к урокам. Второе условие организационное включение учащихся в творческую деятельность, используя специфические методы. Проведенный опрос среди учителей начальных классов показал, что 85% учителей считают, что развитием творческих способностей учащихся должны заниматься только преподаватели музыкальных школ, изобразительных студий и домов детского творчества. О знании и применении в своей работе специфических методов для развития творческих способностей высказались всего 5% опрошенных учителей. В планах работы методических объединений практически отсутствуют вопросы о применении разнообразных форм, новых методов и технологий, редко освещаются такие вопросы на педагогических советах школ. Третье условие диагностико-корректирующее осуществление диагностики и коррекции развития творческих способностей учащихся. Недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителей начальной школы (46% учителей имеют высшее образование), к сожалению, не позволяет многим педагогам самостоятельно владеть приемами диагностики. Анкетирование учителей показало, что 75% учителей, считают, что осуществлением диагностики и коррекционной, работой должны заниматься только психологи. Резюме 1. Основной целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверя |
а) информационное обогащение содержания заданиями «открытого типа» и проблемными задачами; б) организационное включение учащихся в творческую деятельность, используя специфические методы; в) диагностико-корректирующее осуществление диагностики и коррекции развития творческих способностей учащихся. В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были определены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать проблему развития творческих способностей учащихся начальной школы и наметить пути ее разрешения. 2. Уточнить и конкретизировать следующие основополагающие понятия проблемы исследования: «творческая деятельность младших школьников», «творческие способности младших школьников». 3. Определить особенности деятельности учителя по развитию творческих способностей младших школьников. 4. Выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся начальных классов. 5. Разработать научно-методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся для учителя начальной школы. Теоретико-методологической основой исследоваиня являются положения диалектико-материалистической теории познания, в частности, теория всеобщей связи, взаимообусловленности явлений; философские учения о системном подходе к развитию личности; диалектическая теория всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности. Исследование в значительной степени опирается на психологопедагогическую теорию деятельности, изложенную в трудах П.Я. Галь ных для эффективного развития творческих способностей младших школьников. Итак, первое выявленное нами условие информационное обогащение содержания проблемными задачами и заданиями «открытого типа». Анализ учебников и учебных пособий позволяет заключить, что предлагаемое к традиционным программам информационное обеспечение недостаточно для развития воображения, оригинальности, беглости, гибкости мышления. Существующие учебники практически не содержат творческих заданий и тем более задач «открытого типа». Очень мало интересных фактов из истории изучаемых наук, отсутствует материал о современных достижениях человечества. Ликвидация этих и подобных пробелов ложится на плечи учителя. Анкетирование учителей показало, что лишь 15% педагогов приобретают дополнительную литературу к урокам, и всего 20% учителей постоянно посещает библиотеки для подготовки к урокам. Второе условие организационное включение учащихся в творческую деятельность, используя специфические методы. Проведенный опрос среди учителей начальных классов показал, что 85% учителей считают, что развитием творческих способностей учащихся должны заниматься только преподаватели музыкальных школ, изобразительных студий и домов детского творчества. О знании и применении в своей работе специфических методов для развития творческих способностей высказались всего 5% опрошенных учителей. В планах работы методических объединений практически отсутствуют вопросы о применении разнообразных форм, новых методов и технологий, редко освещаются такие вопросы на педагогических советах школ. Третье условие диагностико-корректирующее осуществление диагностики и коррекции развития творческих способностей учащихся. Недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителей начальной школы (46% учителей имеют высшее образование), к сожалению, не позволяет многим педагогам самостоятельно владеть приемами диагностики. Анкетирование учителей показало, что 75% учителей, считают, что осуществлением диагностики и коррекционной, работой должны заниматься только психологи. Резюме 1. Основной целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в три этапа констатирующий, формирующий, обобщающий. 2. Целью констатирующего этапа эксперимента было: а)выявление состояния развития творческих способностей младших школьников; б)изучение наличия педагогических условий для развития творческих способностей учащихся начальной школы. 3. На констатирующем этапе эксперимента работа велась по следующим направлениям: > Изучение состояния развития дивергентного мышления: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. > Изучение уровня сформированности самостоятельности. > Изучение уровня развития воображения. > Изучение уровня сформированности творческой мотивации. > Наличие условий, необходимых и достаточных, для эффективного развития творческих способностей младших школьников. 4. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточное развитие творческих способностей младших школьников. Мы |