Проверяемый текст
Табашникова, Ольга Львовна. Взаимодействие малого и крупного бизнеса и государственная поддержка предпринимательства : На примере Кемеровской области (Диссертация 2005)
[стр. 117]

в) мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления.
Крупные и диверсифицированные экономики быстрее повысят конкурентоспособность, если сумеют улучшить состояние отраслей и предприятий-поставщиков.
Для удовлетворения возросшего спроса вырастут новые формы распространения и реализации продукции.
Становление базовой отрасли послужит толчком к развитшо отраслей-поставщиков и отраслейпотребителей, а также сегментов услуг, "принадлежащих" кластеру.
Внутри кластеров сильные предприятия могут повышать эффективность производства, только используя стратегии вертикальной интеграции, выражающиеся, в частности, и в приобретении мажоритарных пакетов акций предприятийсмежников, и в оказании им различных форм поддержки (финансовой, технической, управленческой и пр.).
Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех сферах.
В развитых странах международная конкурентоспособность изначально обреталась и укреплялась в рамках отдельных кластеров.
Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе
распространяется на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (например, производство спичек).
Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности.

Подобным же образом немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от наличия в Германии высокоразвитого производства компонентов для этих отраслей.
В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, в которых сложились отраслевые комбинации: металлообработка режущий инструмент, мода дизайн, кожа обувь, деревообработка мебель.

Китаю понадобилось почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды
[стр. 97]

98 Так, конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространилась на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (например, производство спичек).
Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности.

В настоящее время практически вся скандинавская промышленность работает в рамках кластеров, при этом во многих ситуациях продукция кластеров ориентирована на экспорт или импортозамещение.
Точно также немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от наличия в Германии высокоразвитого производства компонентов для этих отраслей.
В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, в которых сложились отраслевые комбинации: металлообработка режущий инструмент, мода дизайн, кожа обувь, деревообработка мебель.

Американские «ноу-хау» в секторе производства потребительских товаров обеспечили лидерство страны в сельском хозяйстве, производстве упаковки и средствах механизации (отрасли-поставщики) наряду с успехами в области рекламы и финансовом секторе (отрасли-потребители).
Японская мощь в секторе бытовой электроники позволила успешно развивать производство чипов памяти и микросхем, в то время как США сохраняли лидерство в изготовлении логических микрокомпонентов, используемых в компьютерах, телекоммуникационном оборудовании и военной электронике.
При этом в США больше половины предприятий работают по кластерной модели, то есть предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и промышленный потенциал.
Несмотря на это задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США была поставлена'в число важнейших национальных приоритетов в докладе Совета по конкурентоспособности 2001 г.
Страны Европейского Союза приняли шотландскую модель кластера, в соответствии с которой ядром такого совместного производства становится

[стр.,98]

99 крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы.
Существует итальянская модель кластера, которая предполагает более гибкое и “равноправное” сотрудничество предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.
Специалисты считают, что для стран с переходной экономикой наиболее подходит именно такая форма кластерной организации производства.
Высокую конкурентоспособность и стабильность хозяйственных кластерных систем определяют, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новых технологий, характер и структуру взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности.
Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей.
Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновации.
Вместе с тем территориальные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития современного предпринимательства малого, среднего и крупного.
В настоящее время в России существует несколько «спонтанных» кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности (химической, нефтегазовой, автомобилестроения, металлургии, машиностроения и судостроении).
Но эти структуры пока очень неустойчивы и вряд ли могут сравниться с настоящими кластерами с хорошо отлаженной системой взаимосвязей между участниками.
С позиций кластерного подхода инвестиционно привлекательные отрасли отечественной экономики должны рассматриваться не изолированно, а внутри кластера вертикально взаимосвязанных секторов.
Как свидетельствует мировой опыт, крупные и диверсифицированные предприятия смогут быстрее повысить свою конкурентоспособность, если сумеют улучшить состояние отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также сегментов услуг, принадлежащих кластеру, путем оказания им различных форм поддержки (финансовой, технической, управленческой и пр.).
Способствовать фор

[стр.,101]

102 и ноу-хау материнских компаний.
В мировой практике появилась тенденция, характерная даже для крупных компаний, концентрация на главных направлениях с делегированием производства промежуточных продуктов и сферы ключевых услуг другим, в том числе и малым, предприятиям.
По этой причине создание кластеров оказывает мощное влияние на малый бизнес, способствуя его промышленно-инновационной ориентации и достижению им качественно нового уровня технологии, организации и управления производством во всех иных сферах хозяйственной деятельности.
Как это ни парадоксально, но мотивация к сотрудничеству и объединению в кластеры у небольших фирм значительно меньше, чем у крупных компаний.
Слишком тесное сотрудничество с поставщиками, конкурентами или потребителями может представлять реальную угрозу для малого предприятия, которое развивается, как правило, за счет предприимчивости и индивидуализма.
Малым предприятиям приходится определять, до какой степени они готовы идти на тесное сотрудничество, что им придется вносить со своей стороны, а что они хотели бы придержать, а это требует стратегического мышления руководителей.
С одной стороны, сотрудничество становится все более необходимым, а с другой оно же несет в себе определенные угрозы, главная из которых возможность утраты самостоятельности.
Организационные, психологические и финансовые сложности создания кластеров можно проследить на примере Китая, которому понадобилось почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др.
Одновременно пример Китая и других стран свидетельствует о том, что, будучи общепринятым в промышленно развитых странах, кластерный подход способствует достижению большего взаимопонимания с потенциальными инвесторами из этих стран.
Например, по информации Итало-Российской торговой палаты, итальянцы поделили нашу страну на ряд крупных зон с определенными приоритетами и перспективами: Липецкая область рас

[Back]