Проверяемый текст
Сулейманов Т.А. Реализация уголовно-правовой нормы в форме исполнения // Российский следователь. 2006. № 9.
[стр. 151]

151 3.
Исполнение уголовно-правовой нормы включает в себя как поведение лица, совершившего преступление, так и деятельность органов, исполняющих наказание, по поводу реализации взаимных прав и обязанностей.
Причем исполнение возложенных обязанностей возможно, только совершением активных действий.

4.
Несмотря на то, что исполнение является завершающей формой реализации уголовно-правовой нормы, одновременно продолжают свою реализацию нормы уголовного права в форме соблюдения.
Очевидно, что независимо от реализации своих прав и обязанностей в форме исполнения, за гражданином и правоприменительными органами сохраняется реализация уголовно-правовой нормы в форме соблюдения.
Начальным моментом исполнения прав и обязанностей для правоисполнителя является вступление принятого решения в законную силу.

5.
Исполнение прав и обязанностей, закреплённых в уголовноправовой норме, является формой реализации, которая всегда следует после правоприменения.
Правоисполнитель может выполнять свои обязанности добровольно (например, уплата штрафа, выполнение обязательных работ, исправительных работ), но под контролем, надзором органов, исполняющих наказание, либо в результате применения государственного принуждения, насилия.

6.
В ходе исполнения прав и обязанностей,
закреплённых в уголовно-правовой норме, как завершающая форма реализации, могут возникнуть обстоятельства, влекущие изменения объёма прав и обязанностей субъектов уголовного права (ст.79-85 УК РФ).
В этом случае, суд, как орган применяющий уголовно-правовую норму, вправе изменить
объём прав и обязанностей субъектов уголовного права.
Это означает, что исполнению всегда предшествует применение уголовно-правовой нормы.

7.
Реализация прав и обязанностей, предусмотренных уголовным законом в форме исполнения, осуществляется как в сфере уголовного права, так и в рамках уголовно-исполнительного права.
Наличие термина «исполне
[стр. 1]

еализация уголовно-правовой нормы в форме исполнения ₽ Курс: Управление проектами 18+ Проведем онлайн конференцию! Залили соседи? Оцените сумму ущерба! Сулейманов Т.А., кандидат юридических наук, доцент, докторант.
Исполнение уголовно-правовых норм это поведение субъектов охранительного уголовного правоотношения, направленное на реализацию юридических прав и обязанностей, закрепленных в уголовно-правовой норме, после принятия решения в стадии применения.
В результате правоотношения конкретизируются права и обязанности субъектов уголовного права, определяются условия предстоящей реализации этих прав и обязанностей, обстоятельства, препятствующие реализации этих прав и обязанностей.
В процессе правоприменения осуществляется высокая степень конкретизации правовой регламентации будущего поведения субъектов.
В теории права высказывается точка зрения, что исполнение права и применение права объединяются в одну форму <*>.
Свой тезис указанные авторы обосновывают тем, что тот, кто применяет норму, тот ее впоследствии и реализует, исполняет.
Этот тезис, на наш взгляд, является сомнительным, так как исполнение прав и обязанностей, закрепленных в норме уголовного права, осуществляется, с одной стороны, лицом, совершившим преступление, а с другой органами уголовно-исполнительной системы, судебными приставами-исполнителями, а применение осуществлялось следователем, прокурором, судьей.
Отсюда можно сделать вывод, что исполнение является самостоятельной формой реализации уголовно-правовой нормы.
<*> Корнев А.П.
Нормы административного права и их применение.
М., 1978.
С.
83 84.
Исполнению уголовно-правовой нормы присущи следующие признаки.
В ходе исполнения реализуются уголовно-правовая норма, права и обязанности субъектов уголовного права, поведение субъектов уголовного права соответствует решению правоприменителя.
Специфика исполнения заключается в том, что это завершающая форма реализации уголовно-правовой нормы.
Исполнение уголовно-правовой нормы включает в себя как поведение лица, совершившего преступление, так и деятельность органов, исполняющих наказание, по поводу реализации взаимных прав и обязанностей.
Причем исполнение возложенных обязанностей возможно только совершением активных действий.

Несмотря на то что исполнение является завершающей формой реализации уголовно-правовой нормы, одновременно продолжают свою реализацию нормы уголовного права в форме соблюдения.
Очевидно, что независимо от реализации своих прав и обязанностей в форме исполнения за гражданином и правоприменительными органами сохраняется реализация уголовно-правовой нормы в форме соблюдения.
Начальным моментом исполнения прав и обязанностей для правоисполнителя является вступление принятого решения в законную силу.

Исполнение прав и обязанностей, закрепленных в уголовно-правовой норме, является формой реализации, которая всегда следует после правоприменения.
Правоисполнитель может выполнять свои обязанности добровольно (например, уплата штрафа, выполнение обязательных работ, исправительных работ), но под контролем, надзором органов, исполняющих наказание, либо в результате применения государственного принуждения, насилия.

В ходе исполнения прав и обязанностей,
закрепленных в уголовно-правовой норме, как завершающая форма реализации могут возникнуть обстоятельства, влекущие изменения объема прав и обязанностей субъектов уголовного права (ст.
79 85 УК РФ).
В этом случае суд как орган, применяющий уголовно-правовую норму, вправе изменить
объем прав и обязанностей субъектов уголовного права.
Это означает, что исполнению всегда предшествует применение уголовно-правовой нормы.

Реализация прав и обязанностей, предусмотренных уголовным законом в форме исполнения, осуществляется как в сфере уголовного права, так и в рамках уголовно-исполнительного права.
Наличие термина "исполнение"
в наименовании этой отрасли права свидетельствует о том, что в данной сфере осуществляется реализация правоисполнителем и государством взаимных прав и обязанностей в результате совершения преступления.
Таким образом, можно сделать вывод, что одна из форм реализации уголовно-правовой нормы исполнение осуществляется как в сфере уголовного права, так и за пределами уголовного права, в рамках уголовно-исполнительного права.
Исполнение прав и обязанностей, предусмотренных уголовно-правовой нормой, означает реализацию санкции уголовно-правовой нормы.
Назначение санкции данной нормы состоит в том, чтобы стимулировать исполнение физическими лицами соответствующих обязанностей и прав, связанных с нарушением диспозиции уголовно-правовой нормы.
Обязательным предварительным условием реализации уголовно-правовой нормы в форме исполнения является осуществление применения уголовно-правовой нормы.
Реализация прав и обязанностей в форме исполнения в случае применения принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетнего осуществляется за пределами уголовного права.
С момента совершения преступления у преступника возникают права и обязанности, предусмотренные нормами уголовного права.
С момента совершения преступления возникают охранительные уголовно-правовые отношения, в которых реализуются взаимные права и обязанности преступника и государства.
Охранительные уголовно-правовые отношения возникают с момента совершения преступления и существуют объективно независимо от того, раскрыто ли преступление и установлен ли его совершитель <*>.
С этого момента начинается реализация одних прав и обязанностей преступника (например, исчисление сроков давности, ст.
78 УК РФ обязанность подвергнуться уголовной ответственности) и возникают предпосылки для реализации других прав и обязанностей лица, совершившего преступление, после стадии правоприменения.
Не вызывает сомнений, что с момента совершения преступления преступник становится субъектом охранительного правоотношения, одновременно он может быть и субъектом уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного правоотношения.
Однако он может и не стать таковым в случаях, когда, например, о факте совершения преступного посягательства неизвестно правоохранительным органам или совершенное преступление не было раскрыто <**>.
Реализация прав и обязанностей, предусмотренных нормами уголовного права, осуществляется через уголовно-правовые отношения.
<*> Строгович М.С.
Курс советского уголовного процесса.
М., 1958.
С.
48 49.
<**> Лакеев А.А.
Виды субъектов уголовного права.
Рязань, 2003.
С.
46.
Следует заметить, что могут иметь место случаи, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, может и не сознавать, что оно нарушило уголовный закон.
Не всегда преступник дает при этом правильную оценку своему поведению.
Однако это не означает, что уголовно-правовые отношения не складываются <*> и у преступника не возникает обязанности нести бремя уголовной ответственности.
Уголовно-правовые отношения возникают независимо от субъективного отношения лица, совершившего преступление, к самому факту нарушению правовой нормы.
<*> Багрий-Шахматов Л.В.
Уголовная ответственность и наказание.
Минск, 1976.
С.
74.
Права преступника в уголовном праве всякий раз затрагивались учеными-криминалистами, когда речь шла об уголовно-правовых отношениях.
Однако специальные работы, в которых достаточно подробно рассматривался бы указанный аспект проблемы, появились только в конце прошлого века.
Одним из первых, кто осуществил подобное исследование, был Н.А.
Огурцов.
В 1976 г.
вышла в свет его монография "Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве" <*>, затем в начале XXI в.
вышли в свет работы А.А.
Лакеева "Виды субъектов уголовного права" <**>, Б.Т.
Разгильдиева "Уголовно-правовые отношения и реализация ими задач уголовного права РФ" <***>.
Указанные работы внесли заметный вклад в развитие теории уголовно-правовых отношений.
<*> Огурцов Н.А.
Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве.
Рязань, 1975.
С.
113 119.
<**> Лакеев А.А.
Виды субъектов уголовного права.
Рязань, 2003.
С.
44.
<***> Разгильдиев Б.Т.
Уголовно-правовые отношения и реализация ими задач уголовного права РФ.
Саратов, 1995.
С.
207.
Преступник наделен субъективными правами, ему корреспондирует обязанность государства.
Под правами преступника следует понимать предусмотренное нормой уголовного права правомочие требовать совершения определенных действий от корреспондирующего ему субъекта государства.
Обладание правами означает возможность пользоваться определенными социальными благами; в противном случае права преступника не будут иметь какого-либо значения, ибо субъективное право не юридическая абстракция, имеющая ценность сама по себе <*>.
К правам преступника, которые реализуются в форме исполнения, можно отнести: субъективные права, из законодательного регулирования института преступления, института наказания, института судимости.
После стадии применения уголовно-правовой нормы в форме исполнения чаще всего реализуются следующие права по поводу назначения наказания.
Прежде всего преступник имеет право на то, чтобы назначенное ему судом наказание было справедливым, т.е.
чтобы при этом учитывались характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч.
3 ст.
60 УК РФ).
В этой связи преступнику принадлежит правомочие на требование признания судом при назначении ему наказания в качестве смягчающих и обстоятельств, непосредственно не перечисленных в уголовном законе (ч.
2 ст.
61 УК РФ).
В это же время в законе дан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих наказание (ст.
63 УК РФ).
Кроме того, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
Каждый преступник имеет субъективное право на назначение ему справедливого наказания в пределах, предусмотренных уголовным законом, как правило, на срок до 20 лет.
В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров более 30 лет (ст.
56 УК РФ).
Если лицу судом назначен такой вид наказания, как штраф, то даже в случае злостного уклонения от его уплаты штраф не может быть заменен лишением свободы (ст.
46 УК РФ).
В случае назначения преступнику судом таких видов уголовного наказания, как лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, исправительные работы, он имеет право на зачет срока содержания под стражей до судебного разбирательства, если оно имело место, в срок назначенного ему судом наказания.
При назначении других наказаний (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) субъект уголовного правоотношения, содержащийся под стражей до судебного разбирательства, имеет право на соответствующее смягчение назначенного судом наказания или даже на полное освобождение от отбывания этого наказания (ст.
72 УК РФ).
Преступник, в отношении которого обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение, в установленные уголовным законом сроки, считая со дня вступления приговора в законную силу, имеет субъективное право на неприведение его в исполнение, кроме случаев, когда преступник был приговорен к смертной казни или пожизненному лишению свободы.
Если суд не сочтет возможным применить сроки давности, эти виды наказаний заменяются на определенный срок (ст.
83 УК РФ).
<*> Матузов Н.И.
Личность.
Права.
Демократия.
Саратов, 1972.
С.
117.
К перечисленным субъективным правам преступника по поводу назначения наказания относится право на освобождение от уголовной ответственности и наказания, сокращение его сроков или замену более мягким видом наказания по актам амнистии и помилования (ст.
84, 85 УК РФ).
В соответствии с Конституцией РФ амнистия объявляется Государственной Думой, а помилование осуществляется Президентом РФ.
В литературе широко распространено мнение, что амнистия и помилование это институты конституционного права, а значит, вытекающие из этого права также принадлежат отрасли конституционного права.
Однако смягчение наказания, освобождение от него, снятие судимости входят в предмет регулирования уголовного права.
Применение органами государственной власти установлений уголовного закона, предусматривающих смягчение положения преступника, есть уголовно-правовое явление, а значит, вытекающие из этих установлений права преступника также принадлежат отрасли уголовного права.
Поэтому в Общую часть УК РФ внесены специальные нормы, регламентирующие материальные основания амнистии и помилования.
К этому же блоку субъективных прав можно отнести группу прав преступника, вытекающих из норм, регламентирующих институт субъекта уголовного правоотношения.
Это прежде всего субъективные права несовершеннолетних и женщин.
К лицу, не достигшему ко времени совершения преступления 18-летнего возраста, не могут быть применены ни пожизненное лишение свободы, ни смертная казнь.
При этом лишение свободы назначается им на срок не свыше 10 лет.
Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет (при наличии определенных условий), имеют субъективное право на отсрочку отбывания наказания (ст.
82 УК РФ).
Этой категории лиц, а также несовершеннолетним, не достигшим к моменту вынесения судом 16-летнего возраста, не может быть назначен и арест (ст.
54 УК РФ).
₽ Журнал «Хозяйство и право» 18+ Лучшие журналы Scopus/WoS 2020 Кабинет Адвоката Колоколова.
Преступник как субъект уголовного правоотношения имеет субъективное право на зачет времени применения принудительных мер медицинского характера.
В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения, время, в течение которого к нему применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания (ст.
103 УК РФ).
Для преступников, уже отбывающих наказание, уголовный закон устанавливает ряд других специфических субъективных прав, вытекающих из институтов условно-досрочного освобождения от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом (ст.
79, 80 УК РФ).
Имеется еще одна группа субъективных прав преступника, которые возникают и реализуются на завершающей стадии исполнения, это права и обязанности по поводу судимости.
Судимость это такое правовое состояние лица, которое создано фактом осуждения его за совершение преступления к какому-либо наказанию и связано с наступлением для того же лица определенных правовых последствий <*>.
Разумеется, и на этой стадии реализации исполнения лицо, отбывшее наказание, имеет ряд субъективных прав: <*> Огурцов Н.А.
Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве.
Рязань, 1975.
С.
114.
право на погашение судимости после истечения определенного промежутка времени, указанного в ч.
3 ст.
86 УК РФ; право на снятие судимости до истечения срока ее погашения при наличии определенных условий, установленных в ч.
5 ст.
86 УК РФ.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (ч.
6 ст.
86 УК РФ).
Все перечисленные права преступника возникают с момента совершения преступления, а реализуются на стадии исполнения, после принятия конкретного решения правоприменителем.

[Back]