160 сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению явлений искусства, включая художественную культуру родного края; восприятие произведений народного искусства нужно гармонично сочетать с собственной творческой практикой школьников; для воспитания человека, обладающего чувством исторической памяти и современности, способного ставить и решать перспективные проблемы, предсказывать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, необходимо уделять должное внимание развитию воображения в системе доступных интересов и художественных возможностей школьника. Очевидно, что в существующей среде обучения логическое начало образования преобладает над образной. В этой связи необходимо разработать такую систему художественно-эстетического образования, которая показала бы возможность гармонизировать эти два начала в содержании общего образования с помощью искусства. Искусство формирует в личности целостное, то есть собственно человеческое мироотношение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию ее отношений с миром. Особая роль здесь отводится народноой художественной культуре и кистевой росписи по дереву. Народная художественная культура в системе общего образования выступает не видом профессионального опыта, а средством, приемом, моделью действия, с помощью которых осуществляется раскрытие и передача культурного опыта. Народное искусство важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. |
шать перспективные проблемы, предсказывать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, необходимо уделять должное внимание развитию воображения. Все это обусловило и новый уровень художественно-творческих задач в обучении школьников изобразительному искусству с учетом импровизаций . Таким образом, формирование рефлексивного отношения является важнейшей дидактической задачей и должно выступать как существеннейшая характеристика процесса развития. Еще один очень существенный момент. Учитывая субъективный характер культуры, особенно важно, чтобы содержание школьного образования было ориентировано не на изучение культуры, а обеспечивало процесс вхождения в нее своих воспитанников. В этой системе человек — это объект и субъект культуры, носитель и творец культурной среды. Перечисленные выше компоненты, мы учитывали при конструировании содержания образования в реальном обучении в рамках отдельного учебного предмета “Изобразительное искусство”, предметного цикла или образовательной области “Искусство” в целом. В результате анализа научных исследований и современного опыта, касающегося комплексного взаимодействия искусств, к содержанию эстетического образования школьников нами была выдвинута следующая совокупность требований. Необходимо привлекать к учебно-воспитательной работе со школьниками в системе эстетического воспитания несколько видов искусства одновременно — как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению явлений культуры и искусства. Восприятие произведений искусства нужно гармонично сочетать с собственной творческой практикой школьников, когда живое творчество 100 самого юного автора готовило бы его к полноценному восприятию художественного наследия. Психологический уровень анализа развития эстетического восприятия, опора на гештальт-психологию, позволяет исходить из положения, что все процессы в окружающей среде — природной и искусственной — изначально целостны. Чтобы воспитать человека обладающего чувством нового, способного ставить и решать перспективные проблемы, предсказьюать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, необходимо уделять должное внимание развитию воображения. Очевидно, что в существующей системе обучения логическое начало образования преобладает над образным. Разработанная нами система художественно-эстетического образования показывает возможность гармонизировать эти два начала в содержании общего образования с помощью искусства. Искусство формирует в личности целостное, то есть собственно человеческое мироотношение, систему эмоционально-целостных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию ее отношений с миром. Искусство в системе общего образования выступает не видом профессионального опыта, а средством, приемом, моделью действия, с помощью которых осуществляется раскрытие и передача культурного опыта. Искусство — важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям — через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство вводит человека в культуру. Разработанная нами система художественно-эстетического образования основана на том, что искусство наиболее эффективно помогает ре |