161 Сегодня есть основания полагать, что эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, в том числе и художественно-творческого. Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке и обосновании программ и научно-методических рекомендаций по изобразительному искусству и технологии для общеобразовательной школы, а также в подготовке программ и методических пособий для студентов педвузов. В ходе экспериментальной работы в старших классах общеобразовательной школы осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на отделении культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (2000 г.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (2001 г.), на Московской областной научно-практической конференции "Искусство и образование в современных условиях" (2002г.). 4» |
При освоении дизайна в школе основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др. Изобразительно-выразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса и пространство. Элементы комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма и движения. В дизайне имеет широкое применение пропорция золотого сечения. Гармония и контраст как универсальные средства искусства являются системообразующими и в дизайне. Особенно важно для художественного проектирования учитывать зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Анализ исследований, проведенный в этой главе, позволяет заключить, что эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития личности, в том числе ее художественно-творческой активности. Во второй главе “ Психолого-педагогические основы развития художественно-творческой активности школьников в процессе обучения изобразительному искусству” дается характеристика художественнотворческой активности личности, особенностей ее проявления и развития в изобразительной деятельности школьников, анализируется роль и возможности занятий изобразительным искусством в формировании этого вида активности. В этой главе разработаны критерии оценки художест бенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. До настоящего времени еще живет боязнь обучения ребенка, протесты против подражания детей приемам рисования взрослых, исходящее из убеждений в каких-то особых творческих путях, присущих детям. В результате методика обучения изобразительному искусству имеет ряд спорных положений, связанных с недостаточным учетом возрастных возможностей детей, малыми требованиями к формам исполнения, боязнью "навязывания" ребенку в обучении приемов рисования, отрицанием использования образцов в практической работе, недостаточным вниманием к аналитической работе детей в процессе наблюдения и рисования, к развитию их художественно-творческой активности. Ряд исследователей считают, что неизбежно наступает “кризис” в развитии художественно-творческой активности подростков. Наше исследование показало, что при соблюдении разработанной нами системы принципов и условий такой кризис не наступает, и подростки находят пути для своего дальнейшего художественно-эстетического развития. Проведенный анализ исследований в этом параграфе позволяет заключить, что эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, в том числе и художественно-творческого. 102 |