36 забвения ее источники. «Культура тогда жива, когда она становится предметом восприятия, а не лежит в запаснике или могильнике» (34, С.137). В понимании С.Б.Рождественской, зрадиции есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно. Сложившаяся в процессе многовекового развития искусства, она сохраняет «духовные ценности народа в образнохудожественном выражении искусства и осуществляет их адаптацию к применяющимся историческим и социально-экономическим условиям» (140, С.28). Таким образом на сегодня можно констатировать, что художественные традиции в целом в себя включают: принципы, присущие данной форме общественного сознания вообще, то есть определенные эстетические категории, конкретные художественные приемы творчества и т.д., присущие различным народам в различные исторические эпохи; принципы, связанные со специфическими национальными формами в искусстве, переходящие от одного поколения к другому внутри данного народа; принципы, характерные для существования определенных школ в искусстве. Выстраивая образовательную базу на принципах художественных традиций, в ходе освоения основ народной культуры через эстетическое восприятие, наблюдение и практическую деятельность, происходит познание подростками художественной картины мира, своего Отечества, происходят общения, анализируются связи и усваиваются открытия в жизни и в искусстве закономерности и законы, и, что чрезвычайно важно, именно в условиях таких занятий формируются и развиваются |
9 ление, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно. Сложившаяся в процессе многовекового развития искусства, она сохраняет духовные ценности народа в образно художественном выражении искусства и осуществляет их адаптацию к изменяющимся историческим и социально-экономическим условиям. И в этой связи мы обращаемся к ведущим ученым-исследователям народного искусства как художественной системы в целом (П. Г. Богатыреву, Г. К. Вагнеру, В. В. Гусеву, М. А. Некрасовой), определяющим “коллективное начало” и “народность” как главные законы развития народного искусства. Вместе с тем перед нами встала задача—изучить, осмыслить и обобщить опыт обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе, нашедший отражение в учебных программах, методической и теоретической литературе. Результатом обобщения этого опыта, проанализированного в первой главе диссертации, явилось вычленение в нем того, положительного, имеющего непреходящую ценность, что накоплено и что может быть использовано в современной школе при решении исследуемой нами проблемы. Воспитанию художественно-творческой активности детей средствами изобразительного искусства посвящено всего лишь несколько исследований. Л. Н. Любарская и Л. П. Постоногова изучали художественно-творческую активность младших школьников. В диссертации Любарской Л. Н. /235/ за основу принимается положение, что сохранение и развитие у младших школьников чувства декоративности является средством повышения их художественно-творческой активности. Мы согласны с этим утверждением, однако считаем недостаточным принимать во внимание только это качество и не рассматривать другие оптимальные условия формирования художественно-творческой рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество. Мы также проанализировали труды Б. А. Рыбакова ---в области археологии, Ю. В. Бромлея в области этнографии, опирались на исследования ученых в области фольклористики—П. Г. Богатырева, В. Е. Гусева, Ю.Г. Круглова, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа. Одним из первых исследователей, обратившихся к народному изобразительному творчеству и признавших высокую художественную и научную ценность “крестьянского” искусства, был В. С. Воронов / 78 /. Им впервые было дано теоретическое осмысление его важнейших особенностей. Художественные традиции определялись им как “народный стиль”. Он считал, что традиция способна к изменению, что она внутренне и внешне подвижна. По мнению В. С. Воронова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве утверждают неоспоримое право именоваться искусством и являются характерным суммарным признаком, по которым всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда. Длительное время под традиционностью народного искусства понималось в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С. Б. Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно. Сложившаяся в процессе многовекового |