Проверяемый текст
Сокольникова, Наталья Михайловна; Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания (Диссертация 1997)
[стр. 55]

55 характеризуется тесной связью и взаимообусловленностью анализа и синтеза.
Сравнительные действия в творческом процессе посредством аналитико-синтетической деятельности приводят сознание субъекта от первоначальной ориентировки в проблемной ситуации к выводам и обобщениям.
Результаты мысленной деятельности переносятся на внешне практическую деятельность, в процессе которой они могут уточняться,
дополняться, пересматриваться.
В свою очередь практические действия через мотивацию становятся исходным пунктом новой мыслительной деятельности.
В процессе творческого мышления происходит включение памяти, что свидетельствует о наличии в сознании субъекта знаний.
Но в творческом процессе мышление не только оперирует знаниями, но и добывает их, так как в любом творческом процессе непременно присутствует проблемная ситуация (противоречие между знанием и незнанием).
Диалектика и взаимозависимость знаний и мышления определяются следующим положением: будучи следствием мышления, знания являются вместе с тем и одним из его условий.
С другой стороны, оригинально-творческое мышление формируется только в деятельности, которая предполагает включение в самостоятельную работу, так, И.Я.Лернер справедливо считает, что опыт творческой деятельности нельзя передать рассказами о нем, примерами подобной деятельности: лишь включение учащихся в процесс обеспечивает овладение опытом ее осуществления.

(85, С.38).
Мышление художника отличается творческим характером и определяется как наглядно-образное.
Важной особенностью нагляднообразного мышления является установление непривычных,
"невероятных"
[стр. 211]

208 учебного материала, который удается выразить в более емкой форме, уплотненно, экономично” /315, с.
160/.
Умственные действия характеризуются широтой переноса и находятся в состоянии непрерывного совершенствования.
На базе мышления возникает опережающее отражение, целенаправленное восприятие, мнемонические действия, произвольное и послепроизвольное внимание.
Следует указать на важный функциональный момент мышления как творческой способности; творческое мышление всегда эмоционально окрашено.
По утверждению С.
Л.
Рубинштейна: “Мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем “объективная равнодушная, безразличная мысль” /367, с.
347/.
Положение С.
Л.
Рубинштейна в высочайшей степени верно для процессов познания искусства.
По выражению Л.
С.
Выготского “Искусство есть работа мысли, но совершенно особого, эмоционального мышления..
” /80, с.
379/.
В процессе художественно-творческого познания его субъект на основе чувственных данных, в результате взаимодействия с художественным произведением осуществляет комбинирование мыслительными операциями и действиями.
Параллельно аналитике-синтетической деятельности происходит сравнение художественных объектов (элементов) через включение художественной памяти.
Сравнение дает оценочнокачественное обеспечение анализу и синтезу.
Изобразительное искусство, как и любой познавательный процесс, характеризуется тесной связью и взаимообусловленностью анализа и синтеза.
Сравнительные действия в творческом процессе посредством аналитико-синтетической деятельности приводят сознание субъекта от первоначальной ориентировки в проблемной ситуации к выводам и обобщениям.
Результаты мысленной деятельности переносятся на внешнепрактическую деятельность, в процессе которой они могут уточняться,


[стр.,212]

209 дополняться, пересматриваться.
В свою очередь практические действия через мотивацию становятся исходным пунктом новой мыслительной деятельности.
В процессе творческого мышления происходит включение памяти, что свидетельствует о наличии в сознании субъекта знаний.
Но в творческом процессе мышление не только оперирует знаниями, но и добывает их, так как в любом творческом процессе непременно присутствует проблемная ситуация (противоречие между знанием и незнанием).
Диалектика и взаимозависимость знаний и мышления определяются следующим положением: будучи следствием мышления, знания являются вместе с тем и одним из его условий.
С другой стороны, оригинально-творческое мышление формируется только в деятельности, которая предполагает включение в самостоятельную работу.
Так, И.
Я.
Лернер справедливо считает, что опыт творческой деятельности нельзя передать рассказами о нем, примерами подобной деятельности: лишь включение учащихся в процесс обеспечивает овладение опытом ее осуществления /
227, с.
185/.
Мышление художника отличается творческим характером и определяется как наглядно-образное.
Важной особенностью нагляднообразного мышления является установление непривычных,
“невероятных” сочетаний предметов и их свойств.
В этом своем качестве оно практически неразличимо с воображением.
Главная черта мышления художника — “мышление образами”.
И поскольку художественный образ включает в себя черты характерного и типичного, эмоционального, то можно отметить такую черту художественного мышления, как создание нового, несущего в себе главное, существенное, то есть обобщение в неразрывном единстве с эмоциональным” /366, с.
881/.
Рассматривая вопросы психологии эмоций, Я.
Рейковский, С.
Л.
Рубинштейн, Б.
М.
Теплов и другие характеризуют эмоцию как отношение человека к миру, к

[Back]