Проверяемый текст
Сокольникова, Наталья Михайловна; Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания (Диссертация 1997)
[стр. 56]

56 сочетаний предметов и их свойств.
В этом своем качестве оно практически неразличимо с воображением.
Главная черта мышления художника —
"мышление образами".
И поскольку художественный образ включает в себя черты характерного и типичного, эмоционального, то можно отметить такую черту художественного мышления, как создание нового, несущего в себе главное, существенное, то есть обобщение в неразрывном единстве с эмоциональным.

Рассматривая вопросы психологии эмоций, Я.Райковский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие характеризуют эмоцию как отношение человека к миру, к тому, что он испытывает в форме непосредственного переживания.
П.Я.Якобсон пишет, что воздействие различных видов искусства вызывает у человека гамму разнообразных переживаний, которые являются выражением всего их нравственноэстетического опыта.

Системное воздействие искусства на подростков обусловлено также природой взаимодействия органов чувств, так какчувства должно начинаться восприятие искусства, через него оно должно идти, без него оно не возможно".
(178, С.
15) Отечественная психология доказала, что участие совокупности органов чувств в восприятии действительности способствует более глубокому и разностороннему проникновению в сущность любого предмета или явления.
Физиологической предпосылкой взаимодействия чувств является способность центральной нервной системы к ассоциативной деятельности.
Ассоциации позволяют человеку воссоздать комплексную картину разнообразных явлений действительности.
На ассоциативный характер человеческого мышления опирается творческая фантазия, благодаря которой создается богатство образов, имеющих метафорическое значение.
Ассоциации ощущений играют исключительно важную роль в возникновении эстетических чувств, представлений, суждений и т.
д.
Они
[стр. 212]

209 дополняться, пересматриваться.
В свою очередь практические действия через мотивацию становятся исходным пунктом новой мыслительной деятельности.
В процессе творческого мышления происходит включение памяти, что свидетельствует о наличии в сознании субъекта знаний.
Но в творческом процессе мышление не только оперирует знаниями, но и добывает их, так как в любом творческом процессе непременно присутствует проблемная ситуация (противоречие между знанием и незнанием).
Диалектика и взаимозависимость знаний и мышления определяются следующим положением: будучи следствием мышления, знания являются вместе с тем и одним из его условий.
С другой стороны, оригинально-творческое мышление формируется только в деятельности, которая предполагает включение в самостоятельную работу.
Так, И.
Я.
Лернер справедливо считает, что опыт творческой деятельности нельзя передать рассказами о нем, примерами подобной деятельности: лишь включение учащихся в процесс обеспечивает овладение опытом ее осуществления / 227, с.
185/.
Мышление художника отличается творческим характером и определяется как наглядно-образное.
Важной особенностью нагляднообразного мышления является установление непривычных, “невероятных” сочетаний предметов и их свойств.
В этом своем качестве оно практически неразличимо с воображением.
Главная черта мышления художника —
“мышление образами”.
И поскольку художественный образ включает в себя черты характерного и типичного, эмоционального, то можно отметить такую черту художественного мышления, как создание нового, несущего в себе главное, существенное, то есть обобщение в неразрывном единстве с эмоциональным”
/366, с.
881/.
Рассматривая вопросы психологии эмоций, Я.
Рейковский, С.
Л.
Рубинштейн, Б.
М.
Теплов и другие характеризуют эмоцию как отношение человека к миру, к


[стр.,213]

210 тому, что он испытывает в форме непосредственного переживания.
П.
Я.
Якобсон пишет, что воздействие различных видов искусства вызывает у человека гамму разнообразных переживаний, которые являются выражением всего их нравственно-эстетического опыта
/459/.
Системное воздействие искусства на учащихся обусловлено также природой взаимодействия органов чувств, так как “с чувства должно начинаться восприятие искусства, через него оно должно идти, без него оно не возможно” /182, с.
И/.
Отечественная психология доказала, что участие совокупности органов чувств в восприятии действительности способствует более глубокому и разностороннему проникновению в сущность любого предмета или явления.
Физиологической предпосылкой взаимодействия чувств является способность центральной нервной системы к ассоциативной деятельности.
Ассоциации позволяют человеку воссоздать комплексную картину разнообразных явлений действительности.
На ассоциативный характер человеческого мышления опирается творческая фантазия, благодаря которой создается богатство образов, имеющих метафорическое значение.
Ассоциации ощущений играют исключительно важную роль в возникновении эстетических чувств, представлений, суждений и т.
д.
Они
возникают под влиянием комплекса искусств, связывают воедино накопленные знания по отдельным видам и создают основу для формирования представлений и понятий о законах художественного освоения мира, эстетического отношения к действительности.
Взаимовлияние разнообразных художественных представлений обуславливает целостность художественного восприятия действительности.
Е.
В.
Шорохов пишет о том, что ассоциации по контрасту, по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника на всех этапах творческого процесса.
От богатства памяти представлениями зависит разнообразие, яркость ассоциаций.
А они определяют выразительность и силу художест

[Back]