59 Второе. В своем развитии воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным. Исходя из богатства и разнообразия исторического опыта, развивается фантазия и строится любой творческий акт. Исходя из этого положения, нам представляется необходимым использование в учебно-воспитательном процессе художественных традиций не только своего региона, но и разных народов нашей страны. А этнический опыт, как правило, очень хорошо фиксируется орнаментальным образом (так, например, мы встречаем большие творческие различия в одной только Северодвинской росписи: борецкой, ракульской и пермогорской). В этой связи актуальным становится выделенный в нашем исследовании принцип объективности подготовки учащихся по народной художественной культуре, позволяющий изучить ценностно-ориентационные принципы народного искусства. А приобретенные знания и практические умения по кистевой росписи позволят школьникам самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры, в окружающей их среде по высшим нравственно-эстетическим критериям. Третье. Эмоциональная связь: чувства влияют на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувства. Особую значимость в этой связи приобретает выделенный в нашем исследовании принцип эмоциональности, состоящий в воздействии искусства на обогащение, прежде всего, эмоционально-чувственной сферы личности. Четвертое. Созданный человеком новый, ранее не существовавший продукт начинает воздействовать на другие вещи и на самого человека, так как он становится реальностью. Таким образом, необходимым условием развития воображения является его связь с действительностью, в процессе восприятия которой накапливаются и уточняются представления, обогащается память образами действительности. Обязательным условием |
учитывает все аспекты значения искусства как необходимой части культуры, изложение учебного материала в определенной системе, обеспечивающей структурализацию знаний, а также разработку образовательной области “Искусство” как целостного образовательного пространства на основе взаимодействия и интеграции искусств при сохранении их предметного преподавания; — принцип эмоциональности, состоящий в воздействии искусства на обогащение прежде всего эмоционально-чувственной сферы личности, на развитие ее эмоциональной отзывчивости на произведения искусства как отражение человеческих переживаний, эмоций и чувств; ■ — принцип объективности художественного образования, позволяющий включать как позитивные, так и негативные процессы и явления в истории искусства, требующие критического анализа и оценки на основе ценностно-ориеитиционного принципа, который помогает учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в мире художественной культуры, в окружающей их социокультурной среде по высшим нравстенноэстетическим критериям; — принцип самоактуализации, предполагающий развитие у школьников способностей к самоорганизации своей художественной деятельности, к художественному самообразованию, саморазвитию и самореализации; — принцип адаптивности, предусматривающий возможность конкретизации учителем предложенной модели художественного образования с учетом специфики конкретного учебного заведения, психологопедагогических особенностей учащихся, их художественных способностей, интересов, потребностей, вкусов, ценностных ориентаций, мотивов и стимулов художественной деятельности; 212 ния всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. На каждой возрастной ступени воображение и творчество имеют свои специфические черты, тесно связанные с объектом и характером житейского и эмоционального опыта человека. На основе связи воображения с действительностью Л. С. Выготский формулирует очень важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение /79, 81/. Второе положение — воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным. Исходя из богатства и разнообразия исторического опыта, развивается фантазия и строится любой творческий акт. Исходя из этого положения, нам представляется необходимым использование в учебно-воспитательном процессе художественных традиций народов разных стран. В этой связи актуальными становятся выделенный в нашем исследовании принцип объективности художественногого образования, позволяющий изучать как позитивные, так и негативные процессы и явления в истории искусства, требующие критического анализа и оценки на основе ценностно-ориентационного принципа, который помогает учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в мире художественной культуры, в окружающей их социокультурной среде по высшим нравственно-эстетическим критериям. Третье положение — эмоциональная связь: чувства влияют на воображение, и, наоборот — воображение влияет на чувство. Особую значимость в этой связи приобретает выделенный в нашем исследовании принцип эмоциональности, состоящий в воздействии искусства на обо 213 гагцение, прежде всего, эмоционально-чувственной сферы личности, на развитие ее эмоциональной отзывчивости на произведения искусства как отражение человеческих переживаний, эмоций и чувств. Четвертое положение характеризуется тем, что созданный человеком новый, ранее не существовавший продукт начинает воздействовать на другие вещи и на самого человека, так как он становится реальностью. Таким образом, необходимым условием развития воображения является его связь с действительностью, в процессе восприятия которой накапливаются и уточняются представления, обогащается память образами действительности. Обязательным условием для развития воображения является творческая деятельность, которая не может привести к успеху без работы фантазии. Огромную роль в творчестве вообще, и в художественном в частности, играет интуиция. Она является одним из индивидуальнопсихологических свойств личности, “как своеобразная способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств” / 313, с. 91/. Интуиция в то же время связана с такими психологическими процессами, как память, мышление, образное воображение. В процессе творчества присутствуют два типа мышления: аналитическое и интуитивное. При аналитическом мышлении субъектом выделяются отдельные этапы и он может их воспроизвести, рассказать о них, а при интуитивном мышлении отсутствуют четкие этапы, и рассказать о течении этого процесса невозможно. Но интуиция всегда основана на целенаправленной работе и на хорошем знании предмета. Интуиция начинается там, где обрываются логические пути анализа проблемы, где одни знания бессильны. Данные научных исследований о высшей нервной деятельности и психологии говорят о том, что интуиция в художественном творчестве |