Проверяемый текст
Сокольникова, Наталья Михайловна; Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания (Диссертация 1997)
[стр. 60]

60 для развития воображения является творческая деятельность, которая не может привести к успеху без работы фантазии.
Огромную роль в творчестве вообще, и в художественном в частности, играет интуиция.
Она является одним из индивидуальнопсихологических свойств личности,
"как своеобразная способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств" (48, С.130) Интуиция в то же время связана с такими психологическими процессами как память, мышление, образное воображение.
В процессе творчества присутствуют два типа мышления: аналитическое и интуитивное.
При аналитическом мышлении субъектом выделяются отдельные этапы, и он может их воспроизвести, рассказать о них, а при интуитивном мышлении отсутствуют четкие этапы, и рассказать о течении этого процесса невозможно.

Он интуиция всегда основана на целенаправленной работе и на хорошем знании предмета.
Интуиция начинается там, где обрываются логические пути анализа проблемы, где одни знания бессильны.
Данные научных исследований о высшей нервной деятельности и психологии говорят о том, что интуиция в художественном творчестве
постоянно присутствует и проявляется на всех этапах творческого процесса, но в различной степени.
Она рождается на почве глубокого и длительного предварительного знакомства с явлениями действительности, является результатом постепенной кристаллизации
реального образа.
И фантазия, и хорошая интуиция могут развиваться только на подготовленной почве.
В характеристике интуитивных процессов выделяются следующие особенности: непосредственность; отсутствие рассуждений; отсутствие каких-либо усилий и затруднений; сопровождение процесса чувством
[стр. 216]

213 гагцение, прежде всего, эмоционально-чувственной сферы личности, на развитие ее эмоциональной отзывчивости на произведения искусства как отражение человеческих переживаний, эмоций и чувств.
Четвертое положение характеризуется тем, что созданный человеком новый, ранее не существовавший продукт начинает воздействовать на другие вещи и на самого человека, так как он становится реальностью.
Таким образом, необходимым условием развития воображения является его связь с действительностью, в процессе восприятия которой накапливаются и уточняются представления, обогащается память образами действительности.
Обязательным условием для развития воображения является творческая деятельность, которая не может привести к успеху без работы фантазии.
Огромную роль в творчестве вообще, и в художественном в частности, играет интуиция.
Она является одним из индивидуальнопсихологических свойств личности,
“как своеобразная способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств” / 313, с.
91/.
Интуиция в то же время связана с такими психологическими процессами, как память, мышление, образное воображение.
В процессе творчества присутствуют два типа мышления: аналитическое и интуитивное.
При аналитическом мышлении субъектом выделяются отдельные этапы и он может их воспроизвести, рассказать о них, а при интуитивном мышлении отсутствуют четкие этапы, и рассказать о течении этого процесса невозможно.

Но интуиция всегда основана на целенаправленной работе и на хорошем знании предмета.
Интуиция начинается там, где обрываются логические пути анализа проблемы, где одни знания бессильны.
Данные научных исследований о высшей нервной деятельности и психологии говорят о том, что интуиция в художественном творчестве


[стр.,217]

214 постоянно присутствует и проявляется на всех этапах творческого процесса, но в различной степени.
Она рождается на почве глубокого и длительного предварительного знакомства с явлениями действительности, является результатом постепенной кристаллизации
образа натуры.
И фантазия, и хорошая интуиция могут развиваться только на подготовленной почве.
В характеристике интуитивных процессов выделяются следующие особенности: непосредственность; отсутствие рассуждений; отсутствие каких-либо усилий и затруднений; сопровождение процесса чувством
уверенности в правильности его результатов; разумность процесса; связь с решением новых задач; быстрота протекания процессов, которая особенно бросается в глаза при оценке воспринимаемых предметов.
Мы считаем, что для развития художественно-творческой активности школьников в процессе занятий изобразительной деятельностью необходима постановка не только творческих, но и импровизационных задач, во многом основанных на интуитивных процессах.
Существенное влияние на формирование художественнотворческой активности школьников оказывает, по нашему мнению, развитие их творческих способностей.
А.
В.
Петровский, подтверждая, что процесс развития творческих способностей — процесс управляемый и формирующий личность, пишет: “Способность не существует вне конкретной деятельности человека: а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания” /309, с.
92—93/.
Отсюда ясно, что в процессе развития творческих способностей, в том числе и художественных, важнейшую формирующую роль приобретают познавательный фактор, знания.
Особое место в структуре творческих способностей отводится интеллектуально-эвристическому компоненту, который включает в себя

[Back]