Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 37]

Наконец, за ними идет уже гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых — непрерывная борьба за выживание.
Среди них всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирмконкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов.
Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узок — заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса.
О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.
Самый нижний слой — это так называемые самозанятые.
Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах.
Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд, большинство же — труженики теневой экономики.

Эти малые предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами.
Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.

Можно только поражаться тому, что при скромной роли в экономическом развитии страны малый бизнес не только является предметом многочисленных публикаций, но и становится предметом мифотворчества.
При этом мифы о малом бизнесе возникают как «отрицательные», так и «положительные».

Существует расхожее мнение: малый бизнес — основной создатель новых рабочих мест в нашей экономике в период перехода крынку.
37
[стр. 10]

10 1.
Малое предпринимательство в постсоциалистической России: мифы и факты Состав и структура российского малого предпринимательства Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства.
Самый тонкий, «верхний» слой его — это немногочисленные, малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы.
Отрадно, что к их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий, — такие сложившиеся как малые предприятия, хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу «1C» фирма Б.
Нуралиева, специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и «Консультант-Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского» Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошей бизнес-идеи).
Есть и примеры, правда, весьма немногочисленные, успеха в области продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий.
Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и...
ухода из сферы собственно малого предпринимательства.
Далее, в России сейчас уже немало относительно крепких, потихоньку развивающихся, осваивающих рынки смежных регионов малых предприятий, перспективы которых не столь радужны, но тоже вполне определенны: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и в перспективе более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг).
Возможно, именно в этом сегменте сложатся какие-нибудь знаменитые «Иванов и сыновья» или «Петров и Сидоров», которые когда-нибудь будут гордиться именно тем, что уже несколько столетий производят один и тот же — хотя и постоянно совершенствуемый — продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя.
Здесь будут заложены традиции почтенных семейных предприятий, чей товарный знак будет стоить не меньше, чем прочие их активы.
Наконец, за ними идет уже гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых — непрерывная борьба за выживание.
Среди них всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов.
Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узок — заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса.
О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.
Самый нижний слой — это так называемые самозанятые.
Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихинадомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах.
Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд, большинство же — труженики теневой экономики.


[стр.,11]

11 Эти малые предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами.
Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.

Мифы о малом предпринимательстве Можно только поражаться тому, что при скромной роли в экономическом развитии страны малый бизнес не только является предметом многочисленных публикаций, но и становится предметом мифотворчества.
При этом мифы о малом бизнесе возникают как «отрицательные», так и «положительные».

Миф первый гласит: малый бизнес — основной создатель новых рабочих мест в нашей экономике в период перехода крынку.
Нужно дать простор развитию малого предпринимательства, и оно поглотит всех тех, кто высвобождается в ходе реструктуризации «лежачих» крупных предприятий.
На наш взгляд, здесь не все так однозначно.
С одной стороны, для того, чтобы обеспечить устойчивый рост на уровне 10% в год, в российской экономике необходимо, по экспертным оценкам, дополнительно создать около 2 млн.
рабочих мест.
Но одно современное рабочее место в крупной промышленности стоит около 100 тыс.
долл.
— где взять инвестиции в 200 млрд.
долл.? Между тем в малом бизнесе стоимость рабочего места колеблется от 2 до 15 тыс.
долл., т.е.
минимум на порядок дешевле.
Да и окупаются новые рабочие места здесь не в пример быстрее.
С другой стороны, поскольку здесь ниже фондовооруженность, то, как правило, и производительность труда на малых фирмах несколько ниже — разумеется, при прочих равных условиях.
Далее, хотя всякое малое предприятие дает рабочие места, мировой опыт свидетельствует: подавляющее большинство МП — микрофирмы с числом занятых до 9 человек, т.е.
число рабочих мест на одну бизнес-единицу невелико.
«Смертность» среди МП весьма высока — через 4-6 лет после создания на плаву остается менее четверти таких малых предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников.
Но даже те из малых фирм, которые выживают и успешно развиваются, в подавляющем большинстве выбирают трудоинтенсивный вариант развития.
Это означает, что численность занятых на них не растет или почти не растет (за исключением очень немногих бурно развивающихся и переходящих в другую весовую категорию фирм, хрестоматийный пример — американская компания «Майкрософт», когда-то начинавшая свою деятельность в небольшом гараже).
Далее, создаваемые в малом бизнесе рабочие места — в огромном большинстве своем «плохие»: социальная защищенность работников в этом секторе находится на низком уровне (как, впрочем, и самих хозяев).
Поэтому, ратуя за развитие малого бизнеса, не нужно сотворить себе кумира.
Следует очень трезво оценивать его возможности — в частности, в деле создания дополнительных рабочих мест.
Развитие малого предпринимательства вовсе не отменяет необходимость заботиться о подъеме крупной индустрии, тем более что массовый переход работников крупных предприятий в малый бизнес предполагает серьезные сдвиги в профессионально-квалификационном составе занятых, сдвиги, которые не во всем и не всегда несут с собой одни «плюсы» и сопряжены с множеством моральнопсихологических проблем.
Миф второй: малый бизнес — сплошное царство теневой экономики, потакать его развитию — значит подталкивать экономику и общество в целом к этому болоту.
Конечно, было бы нелепо отрицать огромный размах, который приобрели теневые сделки в малом бизнесе.
Однако хотелось бы отметить, во-первых, что теневые деньги малых предпринимателей, которые в основном вращаются все же в отечественной экономике — в отличие от тех мощных финансовых потоков (по различным оценкам, из России за годы реформ вывезено не менее 150 млрд.
долл.), которые направляют в офшорные зоны генералы «большого» российского бизнеса, — несопоставимы по своим объемам с теми ресурсами, которые уводятся в тень олигархическими структурами.
Во-вторых, как говорится, нечего на зеркало пенять: если налоги для малого бизнеса неподъемны, причем не платить их годами, подобно вхожим в коридоры власти директорам промышленных гигантов, малые фирмы не

[Back]