которых были преобразованы в деловые (организационно-деятельностные игры) (См. приложение 19). Каждая игра представляла собой раздел тематического плана, объединенного общим замыслом и состоящего из входящих в него отдельных занятий. При этом как формы проведения занятий оставались лекции, остальные занятия были проведены в форме блиц-игр. При этом большинство блиц-игр были организованы по тем основаниям, что и вся игра в целом. Это способствовало тому, что все специальные навыки и умения формировались неразрывно и в комплексе, что показало достаточно эффективный результат. На протяжении всей игры замысел был прежним, менялись лишь задачи и объекты. Организационно-коммуникативные блиц-игры начинались с проведения социально-психологических тренингов, целью которых было дать практику курсантам в их организации, сформировать педагогические навыки и умения, создать в ходе занятий здоровый морально-психологический климат, организовать понимание курсантами друг друга. Основной формой проведения были дискуссии, организованные в группах, на которых отрабатывались вопросы организации взаимодействия, взаимопонимания, установления личных контактов, изучения подчиненных. Организационно-деятельностные игры представляли собой непосредственную организацию управления в моделируемых ситуациях, когда необходимо было реализовать принятое решение. Основное внимание здесь уделялось порядку действий должностных лиц и организации взаимодействия. Таким образом, все игры представляли собой симбиоз блиц-игр, организованных по разным основаниям, но действующим на фоне общего замысла. Организованная первой, деловая игра ставила перед собой цель дать курсантам концептуальное представление о профессионально-педагогической компетентности, выявить рассогласования между имеющими представлениями и реальным состоянием, определить неправильно сформированные стереотипы, 155 |
делы которых были преобразованы в деловые (организационно-деятельностные игры). (См. приложение № 19). Каждая игра представляла собой раздел тематического плана, объединенного общим замыслом и состоящего из входящих в него отдельных занятий. При этом как формы проведения занятий оставались лекции, остальные занятия были проведены в форме блиц-игр. При этом большинство блиц-игр были организованы по тем основаниям, что и вся игра в целом. Это способствовало тому, что все управленческие навыки и умения формировались неразрывно и в комплексе, что показало достаточно эффективный результат. На протяжении всей игры замысел был прежним, менялись лишь задачи и объекты. Замысел игр состоял в том, что необходимо было решить моделируемые педагогические проблемы, возникающие в трех воинских частях, скомплектованных по различным основаниям. Первая группа решала педагогическую проблему в части постоянной боевой готовности, развернутой и укомплектованной по полному штату, вторая в части сокращенного состава, третья в части, укомплектованной военнослужащими по контракту. Тем самым за основу брались ситуации, в которых мог оказаться слушатель после выпускаиз ввуза. Для решения этих задач учебные отделения делились на группы, каждая из которых решала специфическую педагогическую проблему. Группа экспертов оценивала предложенные решения с теоретической и практической стороны, оценивала выступления и подводила итоги. Состав групп постоянно менялся. При этом, исходя из численности учебных отделений, группы, как правило, состояли из трех человек, каждый из которых играл роли ЗКВР, психолога и старшего офицера по ОГП и информированию . Получив проблемную ситуацию, каждая группа предлагала ее решение в своей части. При этом решение схематично отображалось на доске. Тем самым, все участники блиц-игр могли наглядно представить порядок разрешения педагогических проблем в различных частях и особенности их проявления. В каждой игре определялся свой за1 Здесь приведен пример проведения занятий в Военном университете. В ОВА ВС РФ и ВИУ роли распределились исходя из специфики военного вуза и будущей профессиональной деятельности. 209 мысел и порядок проведения, определяемый целью и задачами. В ходе проведения мыслительных игр при выработке решений в группах активно использовались мозговые штурмы, анализ ситуаций, метод Дельфы. При этом активно задействовалась как мыслительная деятельность каждого слушателя, так и учебной группы в целом. Организационно-коммуникативные блиц-игры начинались с проведения социально-психологических тренингов, целью которых было дать практику слушателям в их организации, сформировать коммуникативные навыки и умения, создать в ходе занятий здоровый морально-психологический климат, организовать понимание слушателями друг друга. (См. Приложение №20) Основной формой проведения были дискуссии, организованные в группах и в учебном отделении, на которых отрабатывались вопросы организации взаимодействия, взаимопонимания, установления личных контактов, изучения подчиненных. Организационно-деятельностные игры представляли собой непосредственную организацию управления в моделируемых ситуациях, когда необходимо было реализовать принятое решение. Основное внимание здесь уделялось порядку действий должностных лиц и организации взаимодействия. Таким образом, все игры представляли собой симбиоз блиц-игр, организованных по разным основаниям, но действующимнафонеобщегозамысла. Организованная первой, деловая игра ставила перед собой цель дать слушателям концептуальное представление об управлении воспитательной деятельностью, выявить рассогласования между имеющими представлениями и реальным состоянием, определить неправильно сформированные стереотипы, определить требуемые навыки и умения. Деловая игра представляла, по своей сути, ту управленческую деятельность, которую осуществляли слушатели до поступления в ввуз. В ходе этой игры слушатели попробовали себя в роли руководителя, задачей которого была организация воспитательной работы в части, которая реализовывалась через управление воспитательной деятельностью. Обучаемые в различных ролях 210 |